Информация становится не менее ценной, чем деньги. А дорогие вещи принято хранить в специально отведенных местах.

В конце марта компания Amazon объявила о намерении создать собственную облачную платформу Amazon Cloud. Первым продуктом, который станет доступным в рамках этого начинания, будет сервис хранения данных онлайн под названием Cloud Drive. Этот сервис — один из множества аналогичных проектов, запущенных в последнее время IT-компаниями. «Застолбить» за собой новый рынок стремятся все — начиная от гигантов вроде Microsoft (сервис Windows Live SkyDrive) и заканчивая небольшими компаниями, такими как производитель антивирусов AVG, запустивший в середине прошлого месяца свое онлайн-хранилище LiveKive Free.

Какие же факторы делают сетевое резервное копирование таким привлекательным для пользователей?

Аутсорсинг «нервов»

Онлайн-резервирование — дешевый, простой и эффективный способ защиты важной информации от удаления ее из-за ошибки пользователя, сбоя жесткого диска или вирусной атаки. В отличие от внешних накопителей, онлайновые службы резервирования не требуют к себе внимания и, незаметно работая, создают уверенность в сохранности информации, что бы ни случилось с вашим компьютером.

В самом простом случае можно хранить данные на серверах в сети вручную. Но существуют и более развитые сервисы, предлагающие специальные программы для автоматического сохранения содержимого выбранных вами папок на некоем «виртуальном диске» в Интернете. Такие программы, работая в фоновом режиме, постоянно следят за изменениями на вашем жестком диске, и как только вы создаете новый или изменяете старый файл, делают его резервную копию на сервере. Созданный таким способом «диск» доступен с любого ПК, подключенного к Интернету, и пользоваться им так же просто, как и локальным диском. Файлы, требующие восстановления, нужно выбрать в интерфейсе, напоминающем Проводник Windows. Практически идеальное решение для тех, кто хочет иметь доступ к файлам, даже находясь далеко от дома или офиса.

У онлайновой учетной записи много преимуществ перед USB-накопителями или внешними жесткими дисками, которые могут пострадать от, скажем, дождя или пролитого на них кофе. Такую учетную запись нельзя где-то забыть или потерять, но самое главное — она доступна всегда и везде. Не случайно некоторые компании часто отказываются от использования USB-накопителей из-за опасности заражения вирусами и утечки информации.

Стоит вспомнить и об инновациях в области ІТ — облачных онлайн-хранилищах. Эта модель предусматривает хранение данных в так называемом облаке, на многочисленных распределенных в сети серверах. Причем, с точки зрения клиента, все данные хранятся и обрабатываются на одном большом виртуальном сервере. Физически же серверы могут находиться очень далеко один от другого, даже на разных континентах.

Преимущества облачных хранилищ очевидны. Прежде всего, клиент платит только за то место в хранилище, которое использует фактически, а не за аренду сервера, все ресурсы которого ему, возможно, и не нужны. Нет необходимости заниматься приобретением, поддержкой и обслуживанием собственной инфраструктуры для хранения данных, а все процедуры по резервированию и сохранению целостности данных осуществляются провайдером облачного центра, не привлекающего к этому процессу клиента.

Но есть и минусы: общая производительность при работе с данными в облаке может быть ниже, чем при работе с локальными копиями данных; надежность и свое­временность получения и доступность этих данных сильно зависят от многих промежуточных параметров, в основном таких, как каналы передачи информации на пути от клиента к облаку, вопросы последней мили, надлежащего качества работы интернет-провайдера клиента, а также доступности самого облака в определенный момент времени.

Сейфы для информации

Одним из известных сервисов хранения данных является Mozy.com, позволяющий делать автоматическое резервное копирование файлов с жесткого диска на сервер. Работает этот сервис в двух режимах: бесплатном — MozyFree, при котором пользователю выделяется 2 Гб дискового пространства, и коммерческом — MozyPlus; за $4,95 в месяц пользователь получает в свое распоряжение 30 Гб. По умолчанию программа-клиент Mozy Remote Backup настроена на копирование документов Microsoft Office, писем и контактов Outlook, закладок Internet Explorer и Opera. Если нужно сохранить другие файлы и папки, можно просто указать программе их месторасположение или выбрать тип данных, подлежащих загрузке. Чтобы получить свои мегабайты назад, нужно лишь запустить «клиент» и нажать на кнопку «вackup». Программа сама найдет, чего из сохраненного не хватает на вашем компьютере, и вернет файлы на прежние места. Восстанавливать данные можно до четырех раз в месяц. Это ограничение разработчики сайта объясняют тем, что когда потребность в восстановлении данных возникает чаще, то, скорее всего, необходимо пересмотреть свои методы работы с компьютером.

В то время как Mozy предоставляет 30 Гб дискового пространства за $5 в месяц, AMD дает 25 Гб абсолютно бесплатно. А если пользователь готов заплатить деньги, то онлайновый сервис AMD LIVE! откроет перед ним просто необъятные просторы своих жестких дисков. Cудите сами: за $4,95 — 100 Гб, за $9,95 — 250 Гб, а за $29,95 — целый терабайт. Работать с AMD LIVE! Media Vault можно двумя способами: используя локальную программу-клиент или веб-интерфейс, выполненный в лучших традициях Web 2.0. Кроме стандартного «выберите файл, нажмите кнопку», есть окошко, поддерживающее технологию Drag&Drop. Надо только перетянуть нужные файлы в окно браузера, а потом одним махом загрузить их на сервер. При использовании программы-клиента для работы с AMD LIVE! кроме набора функций, повторяющих возможности веб-интерфейса, пользователь сможет синхронизировать данные между компьютером и сервером для автоматического выполнения резервного копирования. К сожалению, бочку меда, состоящую из большого дискового пространства и множества различных функций, портит большая ложка дегтя. Для пользователей бесплатных аккаунтов есть существенные ограничения: нельзя загружать файлы, объем которых превышает 25 Мб, также нельзя загрузить больше 1 Гб за один раз; невозможно открыть общий доступ к своим ресурсам, а значит, дать ссылки друзьям на файлы не получится. В общем, сплошные мучения.

Если же не хочется долго разбираться в хитростях сервисов, можно воспользоваться Box.net — едва ли не простейшим файловым хранилищем в Интернете. Никаких лишних вопросов и заполнений анкет. Зарегистрироваться и выложить первые файлы на Box.net удастся всего за несколько минут. Пользователю сразу же выделяется 1 Гб для размещения своих файлов. Для удобной навигации все хранится в «коробочке» файлов, также можно создавать каталоги и давать им любые названия. Кроме того, в сервисе Box.net неплохо реализован поиск по персональному хранилищу. А знакомым, пользующимся данным сервисом, можно отправить ссылки на свои файлы (услуга Sharing). Огорчает одно: прямая ссылка для скачивания доступна только в платной версии сервиса.

Наконец, в прошлом году вышла финальная версия клиента для работы с онлайн-хранилищем Dropbox, позволяющим хранить файлы на удаленном сервере в специальной папке и синхронизировать ее содержимое с другими устройствами. С помощью Dropbox можно в автоматическом режиме синхронизировать нужные файлы на своих рабочем и домашнем компьютерах. Бесплатно для хранения собственных файлов пользователям Dropbox предлагается 2 Гб; при ежемесячной абонентской плате в размере $20 предоставляется 100 Гб. Нужно отметить высокий уровень защищенности сервиса Dropbox, достигающийся не только передачей данных по зашифрованному каналу, но и хранением их в «облачной» папке также в зашифрованном виде. Клиентская программа Dropbox выпускается в нескольких вариантах — для установки на ПК, работающих под управлением Windows, Linux и Mas OS X, а также для мобильных устройств на базе Apple iOS, Google Android и BlackBerry.

Кстати, поспешу успокоить тех, кто сомневается в сохранности файлов на удаленном сервере. При обмене данными используются те же технологии шифрования, что и для оплаты по кредитным карточкам. Пока в адресной строке вашего браузера видна иконка замочка, ваши файлы защищены от постороннего просмотра.

Но не следует забывать, что ни одна из рассмотренных нами служб не готова взять на себя юридическую ответственность за утрату ваших файлов. Поэтому не нужно хранить все яйца в одной корзине, как и пренебрегать созданием дополнительных резервных копий. Несмотря на удобство и универсальность, онлайновые хранилища не всесильны, а дополнительная надежность всегда влечет за собой дополнительные затраты. И решение каждый пользователь должен принимать сам.

А знаете ли Вы: