Устаревшее и избыточное вооружение, ракеты и боеприпасы бывших стран Варшавского Договора могут быть обезврежены украинскими предприятиями.

Предложение высказал вице-премьер-министр Украины по силовым вопросам Владимир Сивкович в ходе недавней встречи с заместителем министра обороны США Александром Вершбоу. По его мнению, сотрудничество в переработке вооружений выгодно для обеих стран. На встрече обсуждалась также возможность утилизации ядерного топлива и стрелкового оружия.

Такая постановка вопроса, на первый взгляд, довольно неожиданна: ранее Украина неоднократно обращалась к США и НАТО за помощью в ликвидации собственных вооружений, огромное количество которых скопилось чуть ли не со времен Второй мировой войны. Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно вспомнить серию ЧП на военных складах и артиллерийских базах. А ведь это лишь вершина айсберга.

На пороховой бочке

На территории Украины, по данным Минобороны, находится более миллиона тонн боеприпасов, размещенных в 159 местах хранения. Хранилища перегружены и часто не соответствуют элементарным требованиям техники безопасности. Нередко снаряды лежат прямо под открытым небом. В специально оборудованных арсеналах находится менее половины боеприпасов.

При этом утилизация идет довольно медленно — до сих пор в нашей стране ежегодно уничтожалось от 20 до 25 тыс. тонн боеприпасов всех видов. Некоторые эксперты утверждают, что предельно возможный темп переработки — 50 тыс. тонн в год. А общее количество, которое Украине необходимо уничтожить до 2017 года в соответствии с «Меморандумом о взаимопонимании между правительствами Украины и США», составляет 150 тыс. тонн.

Отдельная проблема — твердое ракетное топливо. Работы по проектированию и строительству объектов, предназначенных для его полномасштабной утилизации, на ГП «НПО «Павлоградский химический завод» должны быть закончены к 2011 году. Правда, в нынешнем бюджете средств на реализацию этого проекта не предусмотрено. Несколько лучше обстоят дела с жидким ракетным топливом, а точнее, с его компонентами, из которых большинство составляют меланжи.

Помочь Европе и себе

Так стоит ли тратить силы на помощь Восточной Европе, если у нас самих в доме все далеко не так гладко? Тут важно уточнить, что низкие темпы утилизации оружия, порой приводящие к катастрофам, вызваны отнюдь не нехваткой перерабатывающих заводов. Только крупных государственных предприятий соответствующего профиля в нашей стране шесть: Павлоградский химический завод, Донецкий казенный завод химических изделий, Химическое объединение имени Петровского, Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов и два шосткинских завода — «Зірка» и «Импульс». Кроме них есть несколько крупных коммерческих компаний — переработчиков вооружений и целый ряд более мелких организаций, специализирующихся на ликвидации конкретных его типов. Накоплен значительный опыт работы с самыми разнообразными видами боеприпасов. Развиваются соответствующие технологии, не в последнюю очередь именно благодаря постоянной угрозе взрыва.

Программа утилизации вооружений практически стоит на месте из-за нехватки финансирования. В то же время работа с европейскими странами может принести в отрасль то, в чем она более всего нуждается, — деньги, часть которых, при правильной государственной политике, послужит уничтожению наших собственных запасов вооружений.