Кто же все-таки продает планшет iPad — инженеры или маркетологи?
На рынке гаджетов наметилась стабильная тенденция: начало года проходит в ожидании презентации нового устройства с приставкой «i». Ньюсмейкером последних двух лет, сменившим порядком приевшиеся iPod и iPhone, стал планшет iPad — «устройство посткомпьютерной эры», по мнению генерального директора Apple Стива Джобса.
Стилизованный под яблоко логотип на iPad и iPad 2 недвусмысленно говорит о принадлежности планшетов компании Apple. Однако корпус в фирменном стиле скрывает определенные технические решения, которые в большинстве своем нельзя отнести к эксклюзивным разработкам американской корпорации.
Второе поколение iPad получило новое «сердце»: на смену микропроцессору Apple A4 пришел двухъядерный Apple A5, построенный по принципу Package-on-Package (PoP — интеграция центрального процессора и оперативной памяти, объем которой, кстати, был увеличен c 256 до 512 МБ) и представляющий собой систему на кристалле. Он создан на базе модифицированной архитектуры 1 ГГц мобильного чипа ARM Cortex A9 и графического сопроцессора PowerVR SGX 543MP2, которые, соответственно, в два и девять раз производительнее решений оригинального iPad. Графическая подсистема iPad 2 на данный момент вообще самая быстрая на рынке и опережает по производительности ближайших конкурентов, в частности Motorola XOOM — в пять раз. Впрочем, принадлежность А5 к Apple под вопросом: специалисты отмечают его практически полное сходство с Samsung Exynos (кодовое название Orion), так же, как и идентичность A4 и Samsung Hummingbird.
Схожая ситуация с 25-сантиметровыми мультитач-дисплеями с разрешением 1024Ч768 пикселей (XGA) и LED-подсветкой — это плод совместной работы LG (матрица), Wintek (сенсорная панель), Broadcom (контроллер) и Novatek (драйвера). Запоминающие устройства NAND-флеш «Эплу» поставляет Toshiba и Samsung. Батареи производят тайваньские компании Simplo Technology и Dynapack International. Отметим, что удачная компоновка элементов питания и ряд «зеленых» решений (контроллеры NXP, экс-подразделение Philips) позволяют iPad 2 работать до 10 часов в автономном режиме — лучший результат среди конкурентов.
В тонкий корпус iPad 2, который на треть тоньше (8.8 мм) и 15% легче (613 г) предшественника, удалось поместить микроскопическую камеру 0.7 мегапикселя (оптика Carl Zeiss), востребованность которой, равно как «айпэда» в качестве видеокамеры, при разрешении 960х720 пикселя вряд ли оправданна. Наличие фронтальной камеры выглядит оправданнее, поскольку открывает возможность для видеозвонков, в том числе через Интернет посредством фирменной технологии FaceTime. Кстати, базовая комплектация iPad 2 снабжена беспроводными интерфейсами Wi-Fi 802.11n и Bluetooth 2.1+EDR (производитель — Broadcom), а расширенная — сотовым 3G HSDPA. Внутри iPad 2 установлен 3-осный гироскоп (производитель — предположительно STMicroelectronics) для управления и навигации с помощью манипуляций устройством. Сборка планшетов, как и телефонов, плееров и ПК от Apple, выполняется на заводах Foxconn — сборочной площадке брендов Sony (PlayStation), Microsoft (Xbox 360), Motorola и Nokia (телефоны).
«Яблочным» в большей или меньшей степени (известно, что ОС Apple созданы на базе Linux) оказалось только ПО — новинка работает под управлением планшетной iOS 4.3. Она поддерживает многозадачность, технологию AirPlay и Home Sharing для совместной работы с домашними мультимедийными устройствами. Встроенный веб-браузер Safari получил новый механизм обработки Java-скриптов, но в результате конфронтации Стива Джобса и компании Adobe лишился поддержки Adobe Flash, что делает недоступными для пользователя планшета видео и графические веб-элементы, основанные на этой технологии.
«Начинка» конкурентов — Motorola XOOM, Dell Streak, HP TouchPad, Samsung Galaxy Tab или ViewSonic ViewPad — практически ничем не уступает второму, не говоря уже о первом «айпэде». Речь идет, к примеру, об упомянутом выше отсутствии поддержки Adobe Flash, невозможности использования HDMI, USB или SD портов iPad без специальных адаптеров (приобретаются отдельно) и скромном разрешении экрана. Но, тем не менее, очередей в магазинах электроники за перечисленными устройствами не наблюдается.
Без сомнения, на стороне Apple — «принцип первенства». Компания фактически создала новый сегмент рынка мобильных устройств, заложив в сознание простую формулу: планшет = iPad. Правда, американские специалисты по психологии покупателей, в частности автор книги «Консьюмерология: миф о маркетинговых исследованиях, правда о покупателях и психология шоппинга» Филлип Грейвз, выделяют еще несколько более весомых причин популярности iPad. Среди них — повышенная «желаемость» (популярная вещь всегда привлекательна), вау-фактор (пользоваться новым устройством от Apple — демонстрация определенного статуса и объект внимания окружающих, что неоднократно доказывали представители отечественного политикума) и возможность заработать (перепродать «игрушку» дороже его рыночной стоимости). Это лишний раз доказывает, что гаджет продается благодаря не столько характеристикам или качеству (с которым у Apple по вине подрядчиков иногда возникают проблемы), сколько ажиотажу, создаваемому вокруг стильного устройства.