Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon («Глубоководный горизонт»), прогремевший три недели назад в Мексиканском заливе на вышке нефтяной компании British Petroleum (BP), может не только вызвать подорожание нефтепродуктов, но и оказаться одной из крупнейших экологических катастроф в мировой истории.

Как это произошло

Выжившие рабочие говорят о внезапном взрыве, который оставил не более пяти минут на эвакуацию. На видеозаписи виден столб пламени, превосходящий по высоте многоэтажный дом. Жар был настолько сильным, что расплавил краску на бортах спасательных судов. Горение продолжалось более суток, после чего конструкция развалилась и затонула.

На момент взрыва на буровой платформе, где хранилось около 2,6 млн литров дизельного топлива, было 126 человек. 11 пропали без вести, а семеро получили ранения разной степени тяжести.

По словам Адриана Роуза, вице-президента компании Transocean (собственника платформы), которая вела исследовательское бурение в рамках выполнения условий контракта с ВР, никаких непредвиденных или особо опасных работ в это время не проводили, показания всех приборов, датчиков систем безопасности и телеметрии были стандартными, свидетельства каких-либо проблем или неполадок отсутствовали.

Виноваты трещины?

Причиной катастрофы, скорее всего, стало явление, называемое выбросом. В разбуриваемом пласте помимо нефти находится вода и газ. Через трещины и поры газ может проникать в скважину. Если пластовое давление оказывается выше давления заполняющего ее бурового раствора, пузырь газа со значительной силой выбрасывает жидкость, приводя к образованию газового или нефтяного фонтана. Для предотвращения такого сценария используется специальное противовыбросное оборудование.

По имеющимся данным, оно находилось в удовлетворительном техническом состоянии. Тем не менее внезапно поднявшийся на поверхность нетипично крупный метановый пузырь, находясь под значительным давлением, буквально разорвал защитную арматуру изнутри. По версии профессора калифорнийского университета в Беркли Роберта Би, первый взрыв, вероятнее всего, произошел из-за попадания газа в двигатели, установленные на буровой платформе. Последовавшее возгорание привело к взрыву нефтяной смеси, которую выбросило на поверхность вслед за метаном.

На борьбу с утечкой нефти мобилизованы силы Национальной гвардии США. Береговая охрана и Служба управления минеральными ресурсами США ведут расследование причин взрыва буровой платформы.

Заткнуть фонтан

По первоначальной оценке, проведенной компанией BP, ежедневный объем разлива нефти из скважины составляет около 1 тыс. баррелей (136,4 тонны) нефти. Национальное управление океанических и атмосферных исследований США предположило, что эти данные слишком консервативны, реальные цифры минимум в пять раз больше. Точно оценить выброс — задача сложная из-за отсутствия надежных методов измерения.

Первую попытку остановить экологическую катастрофу предприняли уже на следующий день после аварии. Компания BP направила телеуправляемый подводный аппарат, чтобы активировать отказавший превентор, перекрыв тем самым вентиль водоотделяющей колонны и остановив поток нефти. Однако этот и последующие пять заходов провалились. Следующим шагом стала установка массивного защитного купола весом в 125 тонн над местом главной протечки. Действуя по принципу своеобразной воронки, он должен был накрыть место разлива и обеспечить выход нефти через узкое верхнее отверстие. К отверстию, в свою очередь, подключается труба, по которой нефть перекачивается в танкеры. Систему смонтировали в месте аварии, однако она оказалась неэффективной из-за накопления внутри воронки гидратов метана — льдоподобных образований из воды и метана.

Сейчас компания BP готовится к бурению дополнительной скважины, которая пересечет ствол основной. Туда закачают специальные растворы, которые должны запечатать поврежденный ствол. В результате поток нефти должен быть перенаправлен в новую скважину, а оттуда — на танкеры. Такая операция успешно проведена в прошлом году в Тиморском море (вблизи Западной Австралии) после выброса нефти в результате аварии на мобильной платформе West Atlas.

По словам представителей British Petroleum, через трубопровод, в случае его эффективной работы, можно будет откачивать до 85% вытекающей из скважины нефти.

Оценка ущерба

Президент США Барак Обама назвал разлив нефти «беспрецедентным по масштабам экологическим бедствием» и заявил, что ни одной новой буровой платформы на побережье США не будет построено до тех пор, пока не завершится тщательное исследование вопроса. По мере продвижения нефтяного пятна к берегам Мексиканского залива и дельте реки Миссисипи под угрозой — уникальные экосистемы.

От загрязнения воды прибрежной линии пострадали штаты Луизиана, Алабама, Миссисипи.

Для BP ежедневная стоимость работ по ликвидации последствий аварии в пять раз превышает цифру ранее предполагаемых расходов. Операция по устранению последствий разлива нефти в водах залива уже обходится ей в $ 450 млн, которые тратятся на привлечение к аварийным работам тысяч людей и сотен судов, собирающих с поверхности воды фрагменты горючего. Это без учета возможных исков и штрафов.

Крупнейший американский инвестиционный банк Merrill Lynch сообщил о том, что падение рыночной капитализации пяти компаний, связанных с инцидентом, составило $21 млрд. Катастрофа на платформе Deepwater Horizon серьезно грозит замедлением программы шельфового бурения в США и Канаде.

Все это, несомненно, приведет к повышению мировых цен на нефть и нефтепродукты. В день катастрофы цена марки Light Sweet выросла на $1,35 за баррель.