Новый Налоговый кодекс угрожает стать ножом, которым зарежут дойную и неприхотливую «корову» госбюджета — мелкий и средний бизнес.

К манифестациям и палаткам в центре Киева страна давно привыкла, по большому счету, даже не вникая, кто там и чего требует. Однако набирающий мощь митинг на Майдане Независимости, развернувшийся на прошлой неделе, — событие из ряда вон выходящее.

В Украине зарегистрировано, по данным Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, более 4,8 млн физических лиц-предпринимателей. Умножим эту цифру по минимуму — хотя бы на 2 — и получим реальное, даже заниженное, количество тех, кого не устраивает новый Налоговый кодекс и кто поддерживает нынешний Майдан. То есть миллионов 10, не в обиду будь сказано, мелких буржуа, кои в свое время провели революции в странах Европы.

Чем же угрожает им этот самый кодекс и стоило ли власти огород городить, декларируя, что налоговые изменения принимаются на пользу большинству?

«Подарки» к Новому году

Перечислить все изменения в новом Налоговом кодексе невозможно, поэтому остановимся только на самых существенных мерах.

1. Пишем «расход», читаем… «прибыль». Постепенное снижение налога на прибыль. Ставка налога должна до 2014 года поэтапно сократиться с 25% до 16%. Это уменьшит доходы бюджета, зато повысит инвестиционную привлекательность страны и улучшит бизнес-климат. С другой стороны, юрлицам запрещается включать затраты на услуги упрощенцев в валовые расходы: теперь это будет облагаемая налогом прибыль. Такая мера рассчитана на то, чтобы перекрыть схему ухода от налогов на фонд заработной платы за счет оформления сотрудников частными предпринимателями. К сожалению, «под горячую» руку попадут заодно и все добросовестные малые предприятия, основными заказчиками которых выступали юридические лица. Теперь им придется либо переходить на налогообложение на общих основаниях, либо закрывать бизнес.

2. Подарок без кавычек. Ставка НДС тоже будет уменьшена: с 20% до 17%. Кроме того, вводится автоматическое возмещение налога на добавленную стоимость. К этой норме претензий, кажется, нет ни у кого — она должна (теоретически) ликвидировать практику накапливания государством долгов по НДС (подробнее см. «УТГ» №28 за 20 июля с. г. «Точка невозврата») и позволить бизнесу увеличить оборотные средства. Для обычных граждан это означает некоторое снижение стоимости товаров и услуг.

3. Зарабатывай в меру. Зато повышается подоходный налог. Правда, 17% вместо 15% будут платить только те, кто получает больше 10 минимальных зарплат (9220 грн по состоянию на 1 декабря 2010 года). Таких не слишком много, и, скорее всего, теперь станет еще меньше — зарплаты будут уводить «в тень».

4. Уходи из дома. Повышается также налог на землю — в 3,2 раза. В городах-миллионниках один квадратный метр обойдется в 3,36 грн. С 2012 года вводится совершенно новый налог на недвижимость. Его ставка зависит от жилой площади дома или квартиры и размера минимальной зарплаты на первое января отчетного года. Впрочем, большинства из нас этот налог не коснется — за дома и квартиры жилой площадью менее 250 м2 и 120 м2 соответственно сбор взиматься не будет. Да и обладателям элитной недвижимости несложно будет уйти от налогообложения: если в доме никто не зарегистрирован, то налог можно не платить.

5. Оставь машину в гараже. Отменяется ежегодный транспортный сбор, теперь его нужно будет платить только один раз, при постановке автомобиля на учет. Это послабление с лихвой компенсируется увеличением акциза на горюче-смазочные материалы (а заодно на табак, алкоголь и некоторые другие товары). Например, акциз на бензин увеличится на 37,9%, что неизбежно приведет к подорожанию всех транспортных услуг и ухудшит положение аграриев. Вырастут цены на товары, поскольку доля транспортных расходов в их стоимости увеличится.

6. Прикрывай лавочку. Главные изменения коснулись работы по единому налогу (упрощенной схеме налогообложения). Для юридических лиц эта форма налогообложения вообще отменяется, а физическим придется платить больше — до 600 грн в зависимости от размера населенного пункта и решения местных властей. Кроме того, работать без кассового аппарата теперь можно только тем, чей годовой оборот не превышает 300 тыс. грн (ранее был установлен предел в 500 тыс. грн). С кассовым аппаратом упрощенная схема доступна при годовом обороте менее 600 тыс. грн. А ведь нужно еще учитывать инфляцию национальной валюты, из-за которой верхний предел для работы на едином налоге в реальном выражении становится с каждым годом все меньше и меньше.

Фактически большая часть малого бизнеса будет вынуждена или прекратить предпринимательскую деятельность, или начать работать на общих основаниях. А это означает, что предприниматель должен сам освоить бухгалтерское дело на уровне специалиста либо нанять еще одного сотрудника.

С наймом персонала тоже станет сложнее: «упрощенцам» разрешено иметь не более 4 работников, включая членов семьи. Исключение сделано для ресторанного бизнеса — там можно нанять восьмерых.

В ряде видов деятельности теперь вообще нельзя использовать упрощенную систему. Это работа в сфере развлечений, деятельность по обеспечению безопасности, в области права, рекламы, бухгалтерского учета, розничной торговли через Интернет.

7. Попросту спрячься. Еще одна норма, вызвавшая наиболее негативную реакцию общества, — беспрецедентное расширение прав налоговых органов. Сегодня их сотрудники могут проводить внеплановые проверки 1 раз в год, и только при условии, что предприниматель четыре квартала подряд показывает работу в убыток. Даже в этом случае о проверке должны предупреждать за 10 дней.

В новом кодексе введено понятие фактической (внеплановой) проверки, которую можно осуществлять без предупреждения, в любой момент, и неограниченное количество раз. Для этого нужно иметь основание, которых в законе семь. Одно из них — письменное обращение покупателя о нарушении предпринимателем закона. Очевидно, что возможность бесконечно проводить проверки позволит недобросовестным налоговым инспекторам парализовать работу любой, даже самой честной, компании. А ведь при желании нарушения можно найти у каждого бизнесмена.

Хотели как лучше…

Зачем понадобилось ставить миллионы мелких фирм на грань исчезновения? Предположив добрые намерения правительства, отказ от единого налога можно объяснить стремлением сделать налогообложение более справедливым, приведя его в соответствие с европейскими нормами. Действительно, не стоит с одной меркой, то есть с единым налогом, подходить ко всем «чэпэшникам» без разбору — индивидуальный подход тут уместен. Именно поэтому процветающие в странах СНГ упрощенные схемы налогообложения всегда рассматривались, к примеру, Всемирным банком, как переходные.

С другой стороны, по общепринятому в современной экономической науке мнению, сложная и справедливая налоговая система дорога в обслуживании и грозит серьезным коррупционным креном. В рейтинге стран по уровню коррупции за 2010 год, составленном Transparency International, Украина занимает 134-е место из 178. Понятно, что мы еще не готовы к тому, чтобы усложнять налоговую систему, — любое хорошее начинание неизбежно окажется раздавленным вирусом взяточничества. Особенно несладко придется малому бизнесу, у которого практически нет ресурсов противостоять злоупотреблениям со стороны чиновников. Не способствует общественному согласию и чрезмерное расширение полномочий налоговых органов.

Правительство совершенно право, утверждая, что в развитых странах мира практически отсутствует понятие единого налога. Но нельзя забывать о том, что, перефразируя Леонида Кучму, Украина — не Западная Европа. Прежде чем реформировать налогообложение по образцу развитых экономик, нужно привести национальную экономику и работу государственного аппарата в соответствие с западными образцами.

И даже в этом случае необходимо иметь в виду, что малый и средний бизнес в большинстве стран пользуется налоговыми преференциями. Хороший пример — Австралия. В отличие от Евросоюза, ее экономика в меньшей степени ориентирована на услуги и сильно зависит от экспорта природных ресурсов (сельскохозяйственной продукции и минеральных руд), продукции черной и цветной металлургии и тяжелого машиностроения.

Несмотря на очень низкую коррупцию (8-е место в рейтинге Transparency International), австралийские власти не считают нужным усложнять процесс уплаты налогов для малого бизнеса, справедливо полагая, что при небольшом годовом обороте компании потенциальные выгоды от более сложной системы полностью нивелируются за счет расходов на ее обслуживание. С 2001 года на Зеленом континенте действует система упрощенного налогообложения для предприятий с ежегодным оборотом менее 1 млн австралийских долларов (примерно $983 тыс.). В соответствии с ней небольшие фирмы могут вести крайне упрощенную отчетность, работать по схеме моментальной амортизации основных фондов и получать налоговую льготу на уровне 25% от всех отчислений.

Интересно, что в 2007 году, реагируя на начало мирового финансово-экономического кризиса, правительство Австралии приняло решение опереться на малый и средний бизнес. Верхний предел для упрощенного налогообложения был повышен в два раза, до 2 млн австралийских долларов. Может, именно благодаря этому экономика Австралии стала единственной среди развитых стран мира, продемонстрировавшей рост в кризисном 2009 году.

Выплеснуть ребенка

Повторимся: нам очень хочется верить в добрые намерения Кабмина, Верховной Рады, различных комитетов и учреждений, а также лично Президента Украины, то есть всех, кто приложил руку к разработке и принятию нового Налогового кодекса. Что и говорить, за годы существования единого налога мутных схем, построенных вокруг столь заманчивой лазейки в законодательстве, придумано без счету. Пресечь их — святое дело, но нельзя же в который раз выплескивать с водой очередного ребенка.

У этого «ребенка» — миллионы братьев и сестер, которые в считанные годы создали пусть небольшие, но работающие предприятия, где нашли себе рабочие места опять же миллионы людей. Большинство из них исправно платит налоги, с завидной регулярностью пополняя бюджет. Завидной, в первую очередь, для «старших товарищей» — гигантов отечественной индустрии, финансовые возможности которых позволяют оперировать сверхсхемами по уклонению от налогов — от влияния непосредственно на налоговиков до мощных лобби в парламенте. Смешно смотреть, как заводы, не успевающие отгружать продукцию, декларируют одни убытки… Не останавливаясь на этом, они не стесняются просить и получать миллиарды из госбюджета, те самые, которые платят в том числе «чэпэшники». Последние, в свою очередь, если что и просят, то не субсидии, а кредиты под приемлемые проценты.

Понимает ли власть, какую «дойную корову» она может зарезать, прикрываясь заботой о малоимущих слоях населения? Если хотя бы половина частников закроет лавочки или уйдет «в тень», этих малоимущих станет в разы больше…

Сборник трудов международной научно практической конференции в России.