Чтобы законы исполнялись, они должны соответствовать потребностям общества. Это необходимое, хотя и недостаточное условие.
Иначе получится, как у нас в стране, — законов много, но реально действуют только отдельные постановления. Более того, законы должны соответствовать уровню технологий: скажем, ограничение максимальной скорости на дороге, очевидно, должно зависеть от того, какого качества эта дорога, как на ней регулируется транспорт и насколько безопасны системы управления автомобилем.
В Украине к законам, защищающим интеллектуальную собственность, относятся достаточно легко: никого не удивляет не только пиратский софт на домашних ПК, но и ворованные фотографии на рекламных щитах крупных банков (такой бигборд я видел своими глазами в центре Киева). При этом никто особо не задумывается о том, что без соблюдения копирайта никакой инновационной модели экономики не получится: если продукт интеллектуальной деятельности нельзя продать, то его никто не будет производить качественно (что, собственно, у нас и произошло). Это касается не только станков или микросхем, но и рекламы, СМИ, программного обеспечения, произведений искусства. Это одна сторона медали.
Другая — законы об авторском праве не соответствуют требованиям момента. Один из фундаментальных документов в этой области — Бернская конвенция — принят в 1886 году, когда деревья были выше, пиво вкуснее, а время текло гораздо медленнее. В эпоху глобальной информатизации многие требования этого документа можно бы и пересмотреть, поскольку сейчас они явно не соответствуют представлениям большинства. Например, сократить невероятно длительный срок защиты авторских прав. Боюсь, что пока этот вопрос не будет поднят на международном уровне, у нас ничего не изменится — на Западе устаревшие законы соблюдаются в силу традиций, которые у нас отсутствуют.