Следствие не выявило технических неисправностей у самолета польского президента, разбившегося 10 апреля вблизи российского военного аэродрома «Смоленск-Северный». Украина предпринимает дополнительные меры безопасности на аэродромах. На модернизацию самолетов, даже правительственных, банально не хватает средств.

Ошибка пилотов?

На сегодняшний день основной версией причины катастрофы Ту-154М, во время которой погибли президент Польши Лех Качиньский, его супруга и сопровождавшие его военные и государственные деятели, считают ошибку экипажа. О надвигающемся тумане российский Гид-рометцентр сообщал еще накануне трагедии. Из-за плохой видимости (не более 100-150 м) и неважных метеоусловий экипажу несколько раз предлагалось перевести самолет в горизонтальный полет и совершить посадку на одном из запасных аэро-дромов в Минске или Витебске. Однако пилоты не выполнили инструкции диспетчера военного аэродрома и приняли решение зайти на посадку, что, по информации следственного комитета при прокуратуре РФ, подтверждается изъятыми аудиозаписями переговоров.

Заявления российских чиновников позволяют восстановить картину произошедшего. На удалении 1,5 км экипаж самолета увеличил вертикальную скорость снижения, начав садиться ниже линии глиссады. В этот момент диспетчер передал пилоту рекомендацию отказаться от совершения посадки, что было проигнорировано. Самолет шел ниже установленной минимальной высоты и ударился о дерево высотой восемь метров, хотя на тот момент должен был находиться на расстоянии от земли в шестьдесят метров. Траектория движения авиалайнера показывает отклонение от установленного курса также по ширине не менее чем на 150 метров.

По мнению многих специа-листов, свою роль сыграл и воен-ный статус аэродрома «Смоленск-Северный». Военное радионавигационное и метеорологическое оборудование могло не соответствовать стандартам, принятым для гражданских аэропортов. Кроме того, неизвестно, в каком состоянии оно находилось и когда проходило последнюю проверку, учитывая, что базировавшийся здесь авиаполк был расформирован в октябре 2009 года. На аэродроме также отсутствовало «световое поле» — система огней, ориентируясь по которой пилот попадает на взлетно-посадочную полосу.

Окончательно подтвердить или опровергнуть версию о допущенной экипажем ошибке смогут данные двух бортовых самописцев. Они же позволят дать ответ на вопрос о том, что же послужило причиной таких, а не иных, действий экипажа. Оба «черных ящика», речевой и параметрический, уже обнаружены и доставлены в специальную лабораторию Межгосударственного авиационного комитета. По данным МАК, состояние приборов удовлетворительное и позволяет проводить детальную расшифровку и анализ всей полетной информации и работы оборудования самолета до момента катастрофы. Хотя после вскрытия регистратора параметрической информации обнаружено, что лента находится на катушках, но вышла из лентопротяжного механизма, вероятно, в результате удара. Генпрокурор Польши Анджей Шеремет заявил, что при анализе записей «черных ящиков» с разбившегося Ту-154 российские и польские эксперты постараются выявить общий тон переговоров, чтобы установить, «имели ли место какие-либо предложения пилотам».

Предварительный анализ позволяет утверждать, что технических проблем с самолетом не было.

Кабмин будет летать по-прежнему

Катастрофа вызвала понятный резонанс в странах Восточной Европы, где широко используются Ту-154. Первыми отреагировали в Украине, где эксплуатируется, в том числе для правительственных нужд, солидное количество самолетов этой модели. Министр транспорта и связи Константин Ефименко распорядился усилить безопасность в аэропортах Украины. Первым делом это касается вылетов и посадок воздушных судов гражданской авиации. Также будут проведены дополнительные внеочередные проверки технического состояния всех самолетов с украинской регистрацией. Субъектам авиационной деятельности поручено усилить контроль над радио-техническими средствами навигации и метеонаблюдения.

Не остался без внимания и вопрос о необходимости замены или модернизации правительственных самолетов. Сего-дня в авиапарке высшего эшелона страны их пять. Два лайнера отечественного производства с 30-летним стажем, исчерпавших свой ресурс, подлежат немедленному списанию. Еще один стоит «на приколе», ожидая запчастей для ремонта. У госавиакомпании «Украина», обеспечивающей перелеты высших должностных лиц, есть еще Airbus A-319, обошедшийся госказне в $68 млн. (Заметим, что руководители многих стран используют для перелетов самолеты с солидным стажем.)

Позицию власти по этому поводу выразил первый вице-премьер Андрей Клюев: «Их, конечно, давно пора менять, но у нас кризис в стране, поэтому этот вопрос надо будет рассмотреть, но после того, как наша страна выйдет из кризиса».

В Болгарии решили не следовать примеру украинских коллег, запретив полеты президентского Ту-154 до выяснения причин аварии под Смоленском.