Тема собственной Кремниевой долины с легкой руки президента РФ Дмитрия Медведева плотно вошла в политический дискурс постсоветских стран.
Не ожидая результатов российского проекта, украинское правительство начало готовить собственное «произведение по мотивам». Но, как выясняется, денег для реализации украинского Сколково у правительства нет. Об этом на днях заявил не кто иной, как премьер-министр Украины Николай Азаров во время встречи с главой правительства Беларуси Михаилом Мясниковичем. Азаров предложил своему коллеге подумать о создании совместного научного и инновационного центра, который разрабатывал бы, в частности, технологии для села. Строить наукоград предлагается «в складчину», ведь в обеих странах сохранилась неплохая наука, которую нужно коммерциализировать.
Интересно представить себе возможные механизмы такой коммерциализации. Как известно, российское Сколково, по сути, представляет собой 600 гектаров земли, находящихся в особой налоговой зоне: компаниям, расположенным на ее территории, предоставляются значительные льготы. Собственно, в этом и заключается идея извлечения прибыли из научной деятельности: всем желающим зарабатывать на высоких технологиях создаются тепличные условия.
Конечно, это не единственное потенциальное достоинство Сколково, но, безусловно, ключевое. Легко понять, что предоставление налоговых льгот не влечет за собой особых расходов для бюджета. Можно говорить о какой-то упущенной прибыли от налоговых поступлений, но ведь Кремниевая долина для того и создается, чтобы возвратить и преумножить эти деньги за счет увеличения размеров прибыли технологических компаний.
Не вполне ясно, каким образом эту систему можно внедрить в международном проекте, ведь встанет вопрос о том, в бюджет какой страны компании платить налоги. Кроме того, интересно узнать, на что именно требуется столь значительная сумма денег, что собрать ее мы можем, только «скинувшись» с соседями.