Успех Apple многие называют победой маркетинга над здравым смыслом.

Некогда считавшаяся необычной и лежащей в стороне от мейнстрима компьютерной промышленности, сегодня эта американская компания обогнала по капитализации и прибыли на одного сотрудника Microsoft и Google. Несомненно, будет преувеличением считать, что доходы корпорации обусловлены только удачным продвижением товаров на рынке, но нельзя не признать: значительная доля в производстве iПродуктов приходится на сторонних разработчиков. Все это не мешает Apple полностью контролировать рынок онлайн-продаж контента, и медленно, но верно захватывать рынок мобильных телефонов, причем пока не похоже, что кто-то из конкурентов может серьезно потеснить позиции «яблочников».

Однако в бизнес-модели компании есть существенная уязвимость, которая не видна на первый взгляд. Дело в том, что ставя на первое место «имидж» и утверждая, что собственно технические характеристики играют второстепенную роль, компания подвергает себя опасности столкнуться с многочисленными подражателями. Одно дело — операционная система Windows. Как бы мы к ней ни относились, сделать что-то похожее «на коленке» в стране третьего мира попросту невозможно. Другое дело — тот же iPhone, который и так уже производится в Китае, и изготовление копии на том же заводе не представляет никаких технических трудностей. Более того, благодаря существованию ОС Google Android потенциальному плагиатору не придется сталкиваться и с юридическими преградами, ведь формально его продукт будет вполне оригинальным. Конечно, до поры до времени все дело будет упираться в знаменитое «китайское качество», но в последние годы мы можем наблюдать уверенную тенденцию к росту технологической культуры китайских производственников. При этом предприимчивым китайцам ничего не стоит сделать стоимость конечного продукта в три-четыре раза ниже, чем у Apple.