В годы Второй мировой вой-ны ленд-лизовские американские, английские и канадские танки, а также самолеты, грузовики, джипы и лимузины, мотоциклы и трактора оказали большую помощь Красной Армии. И все же нельзя забывать главного: воевала не техника сама по себе — при ее поддержке в огне боев ковали Великую Победу героические советские люди.

Авто-ленд-лиз

Даже спустя 70 лет после начала Великой Отечественной нет точной статистики общих потерь, поставок, убитых и пропавших без вести, выпущенных пуль, бомб и снарядов. Кажется, что эта цифровая тайна будет скрыта навек. Советские историки ВОВ Ю. Жуков, Б. Соколов, генерал армии Р. Гареев, неоднозначный, но точный в подробностях В. Суворов-Резун говорят, что Советская Армия потеряла в тяжелейшие и разгромные 41-й и 42-й годы почти 400 тыс. автомобилей советского производства всех классов. Обескровленной Красной Армии помогли автопромышленники коалиции союзников из США, Британии и полувоевавшей Канады.

По округленным данным, СССР получил от союзников по ленд-лизу почти полмиллиона грузовиков, гусеничных тракторов и легковых автомобилей. В их числе военные грузовики «Студебеккеры», парадные «Паккарды» для Генералиссимуса, боевые лошадки-джипы «Виллис», грузопассажирские Dodge WC-51 (получившие прозвище «Додж три четверти» из-за своей грузоподъемности — 750 кг). На тех же «Виллисах» не только генералы катались, эти первые в мире джипы могли тащить за собой не менее знаменитую пушку «сорокапятку», а «Доджи 3/4» — более тяжелую калибром 75 мм.

Кроме автомобилей, были и мотоциклы от Harley-Davidson. До войны в СССР выпустили всего-то 13 тыс. «железных коней», и они считались роскошью. В то же время в рейхе №3 за 1933-1940 гг. произвели почти 1,3 млн мотоциклов «Цундап» и BMW только для личных нужд. Летом же 41-го обученные и откормленные гитлеровские байкеры на своих мотоколясках со страшно-убойными пулеметами МГ-42 «косторез-Шпандау» наводили ужас на наши мирные села и города. Мотоциклы из США поставлялись в Союз без колясок, наши механики сами прикрепляли их уже своего производства. И ставили на них пулеметы Дегтярева — как ответ «пиле Гитлера».

Что, папа, ваш «Студебеккер»?»

Славный американский военный грузовик «Студебеккер» (по-солдатски — «студер») с реактивной «катюшей» на своем шасси стоит как памятник на Поклонной горе в Москве, а в Днепропетровске ракетная установка — на нашем «ЗИСе». Это были машины повышенной проходимости, они не боялись ни песка, ни снега, смело вступали в поединок со знаменитой русской грязью… В тяжелые времена Великой Отечественной они возили бойцов и снаряды, буксировали орудия и стали базой для реактивных «катюш».

Первые опыты с автомобилями фирма, основанная братьями Студебеккерами из голландских поселенцев, начала в 1887 году, а через семь лет наладила их серийное производство. В середине 20-х годов фирма вошла в десятку крупнейших автопроизводителей: стоит вспомнить знаменитый автопробег Москва — Черноморск из классического «Золотого теленка»!

За военные годы армейских автомобилей US-6, за выпуск которых фирма взялась в конце 1941 года, изготовили почти 200 тыс., причем большинство их было отправлено в СССР. Значительная часть шла в виде машинокомплектов через Иран и Азербайджан, а потом их собирали на автозаводе ЗИС в Москве. Семейство грузовиков «Студебеккер» имело почти полтора десятка модификаций — от U-1 до U-13. Передняя ось машин U-6, U-7 и U-8 не являлась ведущей (колесная формула 6х4), а все остальные были полноприводными (6х6). Часть из них оснащалась лебедками, на некоторых вместо металлической платформы устанавливали деревянную. Кроме этого, выпускались самосвалы, цистерны-заправщики и седельные тягачи. В Красной Армии чаще всего применялись длиннобазные «студеры» именно типа US-6 с цельнометаллическими кабинами. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения имел мощность 95 л. с. при 2500 об./мин. Максимальная скорость авто с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе при запасе хода в 390 км. Советские грузовики «ГАЗ» и «ЗИС-6» имели мощность всего 72-75 л. с.

Во фронтовых условиях «студеры» зарекомендовали себя очень надежными и прочными машинами. Хотя их номинальная грузоподъемность составляла 2,5 т, по дорогам с твердым покрытием они успешно перевозили до 5 т. Но, в отличие от грузовиков СССР, им были необходимы более качественные топлива и смазки. Новыми для советских шоферов в «студебеккере» также стали пятиступенчатая КПП с пятой ускоряющей передачей, двухступенчатая раздаточная коробка без прямой передачи, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем.

Особо нужно отметить роль, которую сыграли «студебеккеры» в нашей реактивной артиллерии. Первые серийные «катюши» БМ-13 монтировались на шасси трехосных грузовиков «ЗИС-6» (6х4). Позже для этой же цели использовались и другие шасси: легкие танкетки Т-60, транспортные тракторы СТЗ-5, импортные грузовики GMC, «Шевроле», «Интернейшнл» (мощность ДВС в 111 «лошадок»). Чтобы покончить с разнобоем, в апреле 1943-го взамен десяти разновидностей был взят на вооружение унифицированный образец БМ-13Н (Н означал «нормализованный»). Базой для него выбрали именно «Студебеккер». На них ставили и другие наши системы залпового огня: 82-мм БМ-8-48, 132-мм БМ-13СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало кучность стрельбы) и, наконец, 300-мм БМ-31-12 — самую мощную реактивную установку того времени, прозванную на фронтах «андрюшей».

«Родным» цветом «Студебеккеров» был темный хаки, матовый. Особая поверхность создавалась так: машины сначала красили специальной нитрокраской, а затем пескоструили. Номерные знаки Красной Армии наносились белой или другой светлой краской на обеих дверцах кабины и на заднем борту. Слева от номера часто рисовали белый круг, чтобы видеть машины в темноте. На машинах, участвовавших в Параде Победы в июне 1945 года, на кабинах имелось цветное изображение знака гвардии, а боковины шин окрашивались в белый цвет.

Ленд-лизовские «Студебеккеры» после срока аренды надлежало вернуть в США. Поэтому на них вместе с нашими советскими были и номера US-Army. Но наши хитроумные военные тыловики поступали иначе. Разбитые на фронтах грузовики собирали и свозили на спецплощадки и на глазах у американских представителей пускали под пресс. А вот годные для восстановления послевоенной разрухи машины прятали по амбарам и гаражам. Они еще долго успешно работали на дорогах бескрайнего Союза… Автор даже видел старый грузовой «студер» в середине 60-х в Днепропетровске.

Еще один технический нюанс. Первые партии «Студебеккеров», поставленные морем из США через Иран в порты Баку и Астрахани, имели брезентовый верх кабины. Но холодная Россия — это вам не жаркая Северная Африка. А печки американцы не ставили то ли из экономии, то ли не знали силы русских морозов. Так вот, в комплект ЗИП входили длинные коричневые плащи-пальто из очень прочной кожи и на шерстяной подкладке для водителей. Посмотрите на старые фото наших фронтовых высших офицеров: они одеты именно в такие американские кожаные пальто! Такой же плотный теплый кожаный плащ, почти без всяких повреждений (лишь краска слегка стерлась), автор носил как дедушкин военный трофей до начала 80-х.