В Черкасской области активно реанимируются малые гидроэлектростанции, а также планируется установка первых солнечных батарей.

Сегодня в Европе до четверти всей электроэнергии генерируется благодаря альтернативным источникам. Актуальность вопроса особо возросла после аварии в японской Фукусиме. Европейцы озвучивают программы, касающиеся постоянной, поэтапной и разумной замены АЭС другими способами получения энергии. Украина, несмотря на горький опыт с «мирным атомом», ставку делает как раз на него. В настоящее время в нашей стране за счет источников возобновляемой энергии вырабатываются считанные проценты от общего объема производства электроэнергии. Но вопросу энергоэффективных технологий все же стали уделять больше внимания. В частности, на Черкасщине стала активно возрождаться гидроэнергетика малых рек.

Инициатором «ренессанса» стала внешнеэкономическая ассоциация «Новосвит». Проанализировав потенциал региона и состояние 16 заброшенных со времен СССР малых ГЭС, компания пришла к выводу, что можно возобновить работу семи из них.

Одной из первых (в 1998 году) в области отстроили Гордашевскую ГЭС в Тальновском районе на реке Горный Тикич. До этого сооружение стояло заброшенным, а оборудование было разворовано.

— В то время малая энергетика еще не играла никакой роли в энергосистеме Украины, — вспоминает президент ВЭА «Новосвит» Александр Никиторович. — Правда, и сейчас потенциал малых ГЭС в Украине используется недостаточно — всего на 20%. По-этому их строительство — сфера деятельности сравнительно свободная. Серьезной конкуренции здесь пока нет.

И это неудивительно. Реконструкция и сооружение гидроэлектростанций — затратный бизнес. Только в капитальный ремонт Корсунь-Шевченковской ГЭС «Новосвит» инвестировал более 6 млн грн.

— Очень тяжело далась эта ГЭС. И в финансовом, и в техническом плане, — рассказывает директор ВЭА «Новосвит» Анатолий Яровой. — Станция построена еще в 1934 году и была одной из первых гидроэлектростанций в Украине. На момент ее реконструкции плотина находилась в аварийном состоянии, а район — на грани экологической катастрофы. Прорыв плотины мог привести к затоплению 10 населенных пунктов и оставить районный центр без питьевой воды.

В 2002 году верхнюю деревянную часть ГЭС заменили железобетонными конструкциями, деревянные рабочие щиты — металлическими. Капитально отремонтированы быки дамбы, два гидро-агрегата, подъемники и деривационный канал. Запустили Корсунь-Шевченковскую ГЭС в том же 2002-м, но полностью реконструкцию закончили лишь к 2007 году.

— На этой плотине впервые в Украине установили две мини-гидротурбины сифонного типа по 55 киловатт. Они не только производят электроэнергию, но и улучшают качество воды в реке, — продолжает Анатолий Григорьевич. — Во время работы турбины вода взаимодействует с воздухом, в результате происходит ее аэрация (обогащение кислородом), что позитивно влияет на экологическое состояние реки. Кроме этого, работа таких турбин способствует повышению уровня воды в нижней части русла и позволяет производить дополнительно 2 тысячи киловатт-часов электроэнергии в сутки. Сегодня Корсунь-Шевченковская ГЭС вырабатывает ежемесячно около 700 тысяч киловатт-часов.

Кроме Корсунь-Шевчен-ковс-кой на реке Рось действует Стеблевская ГЭС мощностью около 2850 киловатт. В ближайшее время на ее плотине «Новосвит» планирует установить такие же турбины для обеспечения санитарного пропуска воды в Корсунь-Шевченковском водохранилище. Это позволит очищать реку Рось от загрязненных стоков, формирующихся на территории Киевской области.

По данным Госкомитета Украины по энергосбережению, гидропотенциал малых рек Черкасской области составляет 60 млн кВт. ч в год (на территории региона находится более тысячи рек). По этому показателю Черкасская область занимает четвертое место в Украине после Закарпатской, Винницкой и Кировоградской.

Сегодня в регионе полноценно работают шесть реконструированных ВЭА «Новосвит» гидроэлектростанций, которые могут вырабатывать до 28 млн кВт электроэнергии в год. При восстановлении малых ГЭС помимо замены старых механизмов новым оборудованием на гидротехнических сооружениях внедряют и современные технологии: системы автоматизированного контроля количества выработанной электроэнергии, автоматизированного управления работой гидроагрегатов, контроля уровней воды и другие.

Звенигородская и Лоташевская ГЭС, введенные в эксплуатацию позже остальных, уже полностью автоматизированы. За работой такой станции следят всего два человека. Управление всеми процессами осуществляется через компьютер, а охраняются они бойцами специального подразделения.

Возрождением гидроэнергетики в Черкасской области «Новосвит» занимается вместе со своими партнерами — киевской компанией «Гидроресурс-К» и винницкой «Подольская энергетическая компания». Последняя полгода назад провела восстановительные работы и ввела в эксплуатацию Каменно-Бродскую ГЭС в Лысянском районе. «Гидроресурс-К» взялся возобновлять Букскую и Кривоколинскую ГЭС на Горном Тикиче.

И людям выгодно, и рыбам… глубже

Главное преимущество малой гидроэнергетики — дешевая и безопасная электроэнергия, производство которой не требует органического топлива и, что немаловажно, не загрязняет окружающую среду. Она позволяет обеспечить энергобезопасность целых районов, расположенных вдоль водоемов.

— Мощность таких станций достаточна для снабжения электроэнергией района при аварийной ситуации в государственных электросетях, — объясняет Анатолий Яровой. — Например, при необходимости Корсунь-Шевченковская и Стеблевская ГЭС в состоянии «накормить» электро-энергией в полном объеме весь Корсунь-Шевченковский район с его инфраструктурой и промышленным комплексом. Небольшие гидроэлектростанции также могут выравнивать пиковые нагрузки в системе. Ежемесячно компанией «Новосвит» промышленным предприятиям области реализуется более 2 миллионов киловатт-часов. Сейчас электроэнергией нашей компании пользуются ОАО «Дашуковские бентониты», ООО СП «Золотоношский», ООО «Світ ласощів», черкасские заводы «ММ Пекеджинг Украина» и СП ЗАО «Графия Украина».

Неоспорима польза таких станций в борьбе с наводнениями. До реконструкции гидротехнических сооружений, когда рабочие щиты плотин невозможно было ни поднять, ни опустить, близлежащие населенные пункты неоднократно находились под угрозой затопления. Сейчас, когда щиты отремонтированы, есть возможность регулировать весеннее половодье.

Небольшие электростанции существенно влияют на нормализацию экологической ситуации — позволяют сохранять природный ландшафт, не ухудшают качество воды: она полностью сохраняет природные свойства и может использоваться для снабжения населения.

— Во время работы ГЭС улучшается экология водоемов, — убеждает Анатолий Григорьевич. — Прохождение воды через гидротурбины способствует ее обогащению кислородом, нормализуется состояние подводной фауны. В реках сохраняется рыба. Также энергетики чистят загрязненные нечистотами водоемы путем периодической промывки, собирают выброшенный в реку мусор и пластиковые бутылки, которые ни в коем случае не должны попадать в турбину.

И ГЭС, и солнце

Помимо малой гидроэнергетики ассоциация «Новосвит» планирует взяться еще и за энергию солнца.

— Развитие альтернативной энергетики — это вложения больших средств. К примеру, строительство солнечной станции мощностью 100 киловаттт инвестору обходится 4-4,5 миллиона гривен, — объясняет Анатолий Яровой. — Но благодаря «зеленому» тарифу стоимость «солнечного» электричества значительно выше в сравнении с другими источниками. Следовательно, такая станция окупится быстрее, чем реконструкция малой ГЭС. По нашим подсчетам — за 4-5 лет.

Первую солнечную станцию мощностью около 200 кВт на Черкасщине построят на Гордашевской ГЭС. Она будет занимать 0,2 гектара земли на склонах земляной плотины гидроэлектростанции.

Следующие две солнечные электростанции общей мощностью около 1,3 МВт будут размещены на территории Лоташевской и Звенигородской ГЭС. Все они расположатся на склонах дамб, в границах земельных участков, арендованных ВЭА «Новосвит» под гидротехнические сооружения и здания ГЭС. При таких условиях альтернативные источники выработки электро-энергии станут дополнять друг друга. Осенью, зимой и весной ставка будет делаться на энергию от малых гидро-электростанций, а вот в летний период, когда водные ресурсы иссякают, потери восполнятся за счет солнца.

За солнечными панелями — в Китай, за турбинами — к землякам

Восстановление малой гидроэнергетики в регионе выгодно и промышленным предприятиям, у которых есть желание и возможность наладить производство комплектующих для ГЭС. Сего-дня «Новосвит» тесно работает с Золотоношским машиностроительным заводом, который под заказ производит турбины, узлы для гидро-агрегатов, электродвигатели и другое оборудование.

— Такое сотрудничество очень выгодно. Оборудование, изготовленное золотоношцами, по качеству не уступает продукции западных производителей, — рассказывает Анатолий Яровой. — Если аналогичную технику заво-зить из Европы, она обойдется в десять раз дороже. А так и нам экономически выгодно, и машзавод имеет заказы и дополнительные рабочие места. Мы за рубежом закупаем лишь то, чего нет в Украине. К примеру, солнечные панели планируем приобретать в Китае, а инверторы — в странах ЕС.

Впрочем, в «Новосвите» уверены, что недостающее оборудование тоже можно изготавливать в регионе. Например, производство инверторов и солнечных панелей под силу местным предприятиям — НПК «Фотоприбор» и смелянскому радиозаводу «Оризон».

Проблемы — рекой

Но сколько бы ни говорили о пользе этого дела, словами развитию малой гидроэнергетики не поможешь. Модернизируя небольшие станции, инвесторы сталкиваются со многими проблемами, от решения которых зависит дальнейшее возрождение малых ГЭС.

Замедляет темпы реконструкции и строительства гидросооружений необходимость вложения серьезных средств. Ведь техническое состояние действующих ГЭС характеризуется значительно или полностью изношенным основным гидросиловым, гидротехническим и электротехническим оборудованием. Окупаются затраты на реконструкцию малой ГЭС за 12-14 лет. При этом государственные инвестиции здесь фактически отсутствуют, а ставки банковских кредитов остаются неподъемными.

Но главная проблема — слишком длительные процедуры строительных и земельных согласований.

— До чего же усложнено согласование со всеми госструктурами на местном, районном, областном уровнях, — делится наболевшим Анатолий Яровой. — Два-три года в среднем уходит на получение различных разрешительных документов и проведение общественных слушаний по одному объекту. Благо, со второго квартала этого года несколько упрощен механизм получения разрешений на начало строительства и документов о введении объекта в эксплуатацию. А вот процесс отвода земли очень сложный. Начиная с переговоров с сельским советом,

Которому все равно, будет ли находиться на его территории станция (ведь в селе все равно есть свет), и заканчивая прохождением массы инстанций в районе и области. Только землеотвод может занять два года. Даже если это всего сотка земли.

Ко всему прочему все усложняется потенциальными земельными спекулянтами, которые, взяв у местной общины в долгосрочную аренду земли вокруг малых ГЭС, и сами там ничего не предпринимают, и не дают ничего делать энергоинвесторам.

Надежда в решении этой проблемы — на принятие областной властью региональной программы восстановления малых ГЭС.

Много вопросов возникает и по тарифной политике государства. К примеру, большой нагрузкой является плата за пользование водой, которая составляет 30-40% в себестоимости электроэнергии.

— А ведь воду мы не используем, а лишь пропускаем через турбину, — заметил Анатолий Григорьевич. — Должна быть умеренная плата, что позволило бы удешевить производство электроэнергии. Да и система налогообложения нужна более лояльная. Неплохо было бы уменьшить налог на прибыль.

Заинтересовать частников в строительстве малых ГЭС должен был «зеленый» тариф. Однако для электроэнергии, выработанной малыми ГЭС, он значительно ниже, чем полученной из других альтернативных источников.

— Но все же с «зеленым» тарифом жить легче. Если бы не бесконечные изменения в законодательстве, — уточняет Анатолий Яровой. — Не успел просчитать свои затраты, смотришь — уже НКРЭ вводит целевую надбавку к тарифу на электроэнергию — 4% на каждый киловатт-час. А у нас, к сожалению, надбавки имеют свойство расти. Да и тарифный коэффициент для объектов электроэнергетики со временем уменьшится. И если, к примеру, тариф на солнечную энергию будет превышать другие тарифы не в 5, а в 2 раза, то самоокупаемость солнечных электростанций, в которые мы сейчас вкладываем деньги, возрастет до десяти лет вместо предполагаемых пяти.

Проблемным остается и вопрос транспортировки уже выработанной малыми ГЭС электроэнергии. Ведь все линии электропередачи принадлежат облэнерго — монополисту, диктующему свои условия. Чтобы доставить выработанную энергию потребителю сетями «Черкассыоблэнерго», ВЭА «Новосвит» приходится уплачивать за услугу до 25% от стоимости транзитируемого объема.