Поисковый гигант замышляет переворот на рынке, представляющем собой естественную монополию.

Социальные сети давно и прочно вошли в нашу жизнь — достаточно сложно встретить человека, ни разу в жизни не пользовавшегося хоть одной из них. В мире существует огромное количество разнообразных сетевых сервисов, позволяющих «дружить», обмениваться сообщениями, фотографиями и любимой музыкой, — одним словом, общаться. Первое место по популярности давно и надежно закрепилось за сетью Facebook, о которой мы уже неоднократно писали. Буквально несколько недель назад компания Google объявила о запуске собственной социальной сети под «оригинальным» названием Google+. Попробуем разобраться, нужна ли Интернету еще одна социальная сеть и есть ли у нее какие-либо шансы потеснить Facebook на пьедестале.

Слухи о том, что Google собирается запускать собственную соцсеть, ходили давно. Действительно, было странно видеть, что Google, будучи самой крупной интернет-компанией в мире, да к тому же декларирующей среди своих основных принципов разработку инновационных сервисов, не проявляет особой активности в этом направлении. Безусловно, какие-то попытки социализировать сервисы компанией предпринимались. Достаточно вспомнить провалившийся год назад проект Google Wave, задуманный как новое слово в коммуникациях и следующий этап развития сервиса электронной почты. Другой пример — не менее неудачный проект Buzz, который должен был добавить элемент социальности в привычный всем Gmail. Однако на фоне массового общемирового ажиотажа вокруг социальных сетей попытки компании войти в этот рынок выглядели несмело и несколько неубедительно. Создавалось впечатление, что она точно не знает, что именно предложить пользователям, но совершенно уверена, что это должно быть нечто инновационное. И вот (спустя год после неудачного запуска Google Wave) образ социальной сети от Google обрел, наконец, форму.

Сейчас сервис Google+ пока еще находится в стадии тестирования, и доступ к нему ограничен. Единственная возможность посмотреть на новую социальную сеть «изнутри» — попросить приглашение у уже зарегистрированного пользователя. Впрочем, учитывая, что аудитория Google+ уже достигла 10 млн человек (а к моменту выхода этого номера, по прогнозам, удвоится), «инвайт» — не такая уж редкость.

Круги, искры и посиделки

Итак, попробуем разобраться, чем Google+ отличается от других социальных сетей. Первое, что бросается в глаза, — Google+ достаточно плотно интегрирован с контактами из Gmail. Безусловно, очень логичная идея, поскольку Gmail принадлежит к числу лидеров среди бесплатных почтовых сервисов и, таким образом, предоставляет новой социальной сети готовую (и очень большую — около 200 млн) аудиторию пользователей, которым даже не нужно заново регистрироваться.

Одна из основных проблем Facebook, «ВКонтакте» и прочих социальных сетей — недостаток приватности. Как известно, профили пользователя часто оказывались доступны для любого желающего, иногда даже незарегистрированного в этой социальной сети. Кроме того, общим недостатком соцсетей остаются крайне ограниченные возможности по разделению доступа к информации. Причем дело тут не в бедности доступных для пользователя настроек, а, скорее, в общей концепции открытости персональной информации, не подразумевающей, что у кого-то возникнет желание размещать данные, предназначенные только для определенного круга.

В Google отлично справились с этой проблемой, создав концепцию групп пользователей, получившую название «круги». Пользователь может сам создать любое их число и добавить в них любое количество других людей. При этом один человек может принадлежать одновременно нескольким кругам. С их помощью легко организовать гибкое разграничение доступа к материалам и персональной информации. Можно, например, поделиться фотографиями с дачи только с группами «Семья» и «Друзья», а деталями последнего производственного совещания — с кругом «Коллеги».

Еще одна особенность Google+ — так называемые Hangouts («ВидеоВстречи» в русской версии сервиса, хотя более точный перевод — «посиделки»), представляющие собой систему для видеоконференций между несколькими пользователями. Учитывая, что Google достаточно давно продвигает свои проекты по организации голосовых и видеозвонков (так, была куплена компания Gizmo, занимающаяся интернет-телефонией), работы в этом направлении можно было ожидать. Впрочем, такая услуга не является принципиально новой. Впервые на массовом рынке она была представлена компанией Skype, однако видеоконференции в Google+ абсолютно бесплатны. Среди преимуществ Google Hangouts — нет необходимости в установке отдельного программного обеспечения, достаточно иметь веб-браузер и специальное дополнение.

Одна из наиболее инновационных услуг новой социальной сети — система Sparks («Искры»). С ее помощью можно получить персонализированный поток информации из Интернета. Пользователю Google+ достаточно указать, информация из какой области ему интересна, и Google, используя собственные алгоритмы поиска, начнет подбирать данные на интересующую тему, выдавая их в виде ленты новостей. На содержание информации можно влиять с помощью кнопки «+1», позволяющей отметить, что из предлагаемого системой пришлось особенно по вкусу. Статистика использования «+1» накапливается в системе и на ее основе материалы, интересующие пользователя, подбираются более точно. Большое внимание уделено желанию людей делиться и обсуждать найденное в Интернете. В Google+ оно реализуется очень просто: любой пользователь может поделиться найденной в Интернете или Sparks информацией буквально в два клика мышкой.

Другая приятная мелочь — возможность непосредственной загрузки фотографий на Google+ прямо со смартфона. Конечно, и раньше скопировать фото с телефона было не так уж сложно, но программисты компании решили избавить пользователей от выполнения длительной последовательности шагов, начиная от подключения телефона к компьютеру и заканчивая закачкой изображений в Сеть. Теперь каждый обладатель iPhone или смартфона на базе ОС Android может, установив специальную клиентскую программу, делиться фотографиями прямо с телефона.

Дополнительно заявлена полная интеграция соцсети с фирменным сервисом для публикации фотографий Picasa.

Гонка за лидером

Пока сложно сказать, какое место займет Google+ в ряду прочих социальных сетей. С одной стороны, политика компании по продвижению продукта на рынок чрезвычайно напоминает ситуацию с запуском сервиса Google Wave годичной давности. Тогда новая разработка тоже предлагалась общественности в тестовом режиме. Параллельно шла мощная пиар-кампания с целью представить Google Wave как новый шаг в развитии средств для совместной работы. Конец этого проекта был печален, поскольку при невероятном ажиотаже, возникшем вокруг приглашений, пользовательский интерфейс продукта оказался перегруженным деталями и слишком сложным для рядового пользователя. Но главное — было не совсем понятно, для чего этот сервис может пригодиться обычному человеку.

С другой стороны, исходя из того, что можно увидеть сейчас, предположу: поисковый гигант сделал выводы из неудавшегося опыта с запуском Google Wave. По субъективному мнению автора, в Google+ сейчас есть все, что необходимо социальной сети, и в то же время нет ничего лишнего.

Впрочем, конкуренты тоже не стоят на месте. Почти сразу же после презентации возможностей Google+ социальная сеть Facebook объявила о запуске собственных видео-конференций (совместно с компанией Skype).

Интересно, что кампания по ограниченному доступу к Google+ на этот раз, похоже, сработала. Молодая социальная сеть не только смогла вызвать обостренный интерес публики, традиционно стремящейся посмотреть на новый закрытый сервис, но и успела приобрести реноме «сети для компьютерных профессионалов», а также большое количество активных пользователей. Но сможет ли этот проект завоевать сердца массового потребителя? Думаю, это станет известно в ближайшее время. Единственное, что можно сказать абсолютно точно: если вы пользуетесь социальными сетями, то Google+ определенно стоит попробовать.