Власти страны приступили к реальным шагам в разработке сланцевых пластов.
Середина лета обычно не балует изобилием новостей. Но на этот раз сезон отпусков получился донельзя горячим. Во второй декаде июля стало известно о том, что Кабмин своим постановлением отнес сланцевый газ к полезным ископаемым общегосударственного значения. Очевидно, что это решение следует рассматривать в контексте прошлогоднего положительного голосования Верховной Рады, которым она освободила от лицензирования поиск и разведку, добычу полезных ископаемых из месторождений, имеющих общегосударственное значение. Сопоставив два события, можно сделать простой вывод: Кабинет Министров от заявлений о том, что рассматривает добычу сланцевого газа как серьезный элемент обеспечения энергетической безопасности страны, перешел к действиям.
Сланцевая революция
Два прошедших года серьезно изменили ситуацию на мировом рынке газа. Началось все с сенсационного сообщения агентства Bloomberg о том, что в 2009 году США опередили Россию и вышли на первое место в мире по объему как добываемого газа, так и товарного, предназначенного для продажи. Причем самой важной частью сообщения было вот что: в США прирост обеспечен прежде всего за счет разработки сланцевых месторождений. Динамика роста действительно впечатляет: в 2007 году в Штатах добыто 34 млрд кубометров этого углеводорода, а в 2009-м — более 50 млрд. По некоторым прогнозам, извлечение сланцевого газа в США к 2015 году может увеличиться до 180 млрд м3 в год. А в 2020-м, согласно оценкам Ziff Energy, в Северной Америке добудут уже 900 млрд м3 газа в год (в 2000-м — 723,5 млрд м3). Большая часть прироста будет обеспечена благодаря именно сланцевому газу.
Как считает, в частности, аналитик из Barclays Capital Том Дрисколл, в 2013 году разработка сланцевых пластов обеспечит до 40% потребления газа в США, постепенно замещая истощающиеся традиционные месторождения. При этом аналитики констатируют, что увеличение за последние годы альтернативной добычи газа с применением новых способов привели к снижению стоимости газа и коммунальных платежей. Цена на газ в Америке упала в два раза в течение 2009 года. Американский опыт весьма заинтересовал европейцев, и поэтому в Техасе, Оклахоме и Пенсильвании находятся нефтяники и геологи из Италии и Норвегии, которые учатся добывать газ из черного сланца. Европейские компании покупают доли в сланцевых месторождениях на территории США, чтобы освоить новые бурильные технологии. Инвестируют в новую отрасль британская BP и итальянская Eni. Американские нефтегазовые гиганты также интересуются сланцевыми залежами на территории Польши, Швеции и Германии. Разведочное бурение уже осуществляется в Германии и Венгрии, в Польше активнее других ведет себя ConocoPhilips — ее работы пока на этапе сейсморазведки.
Следует признать, что магическое действие на инвесторов оказывают просто астрономические цифры потенциальных запасов сланцевого газа. Так, по данным Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), альтернативные газовые резервы составляют примерно 16 квадриллионов кубических футов, то есть приблизительно вдвое превышают нынешние достоверные резервы. Крупные месторождения обнаружены в Швеции, Китае, США, Бразилии, Австралии и в Прибалтийском бассейне. Последнее особенно интересно, ведь этот бассейн расположен на территории Эстонии и Ленинградской области России. Похоже, в ближайшие годы альтернативный газ станет основой если не для серьезной конкуренции, то для серьезного сдерживания цен на газ, поставляемый «Газпромом» в Европу.
Теперь же эксперты говорят, что сланцевым газом начинает интересоваться и Китай. Как сообщает агентство Bloomberg, крупнейшая энергокомпания КНР PetroChina оценивает запасы сланцевых газов в Китае в 45 трлн кубометров. Согласно отчету, подготовленному британской British Petroleum, это больше, чем доказанные запасы газа в самой России. К добыче сланцевого газа готовятся в Индии, Австралии и далее по всему миру. В этот проект уже вложили огромные ресурсы: британская BP инвестировала $1,3 млрд в месторождения Техаса, норвежская StatoilHydro — $3,4 млрд в совместное предприятие с Chesapeake Energy. Голландцы из Shell уже купили лицензии на разработку недр Польши и Германии. Если же верить зарубежным источникам (например, британским и американским), то в самой Украине тоже находятся внушительные запасы сланцевого газа. Более того, Shell считает наиболее перспективными для бурения сланцевого газа две страны — Швецию и Украину.
Энергетическая надежда Украины
Упоминания о запасах сланцевого газа на нынешней территории Украины появились еще во времена Австро-Венгерской империи. Ныне Геологическое агентство США оценивает их в 1,5-2,5 трлн кубометров; в Минприроды — более чем в 30 трлн.
Как отмечает эксперт по вопросам энергетики Богдан Соколовский, в Украине есть 2 типа сланцев, которые представляют интерес. Это «газовые» сланцы, залежи которых есть в Карпатском регионе, и так называемые младшие, «горючие» сланцы, залежи которых обнаружены в Центральной Украине. По его словам, более или менее разведанным является Болтышское месторождение, находящееся на границе Кировоградской и Черкасской областей.
И хотя эксперты вполне справедливо отмечают, что говорить об огромных подтвержденных резервах, мягко говоря, рано, оптимизм внушает вполне солидная очередь желающих разрабатывать украинские сланцевые запасы. Заинтересованность уже высказали американские, российские и ряд европейских компаний.
Известно, что крупнейшая польская компания PKN Orlen намерена приступить к разработке сланцевых месторождений газа в Украине. Соответствующее соглашение подписано 8 декабря минувшего года президентом PKN Orlen Яцеком Кравецем и министром охраны окружающей природной среды Украины Николаем Злочевским.
В свою очередь в Донбасс идет известное в нашей стране СП «ТНК-BP». Его дочерняя структура — ООО «ТНК-ВР Разведка и добыча Украина» — в прошлом году подписала с местными властями соглашения о геологоразведке и последующей промышленной разработке залежей сланцевого газа в Донецкой и Луганской областях. И это далеко не весь список претендентов.
В конце прошлого года ГК «Укргаздобыча» провела переговоры с представителями американской энергетической компании Chevron Corporation. Активный интерес к украинским запасам сланцевого газа проявляет Shell. Одна из самых больших в мире нефтяных компаний — Total — тоже заинтересовалась добычей в Украине сланцевого газа и метана. Еще в апреле канадцы сообщили о подписании договора с Eurogas об оценке запасов месторождений в Западной Украине.
От этой гонки старается не отстать и российский газовый монополист. В третьей декаде декабря 2010 года «Газпром» и «Нафтогаз Украины» подписали меморандум о создании совместного предприятия для добычи метана из угольных пластов, которое будет работать на территории Украины. Правда, эксперты уже засомневались в искренности намерений российских партнеров, поскольку у наших соседей нет ни соответствующих свободных средств, ни современных технологий, ни экономической или политической мотивации.
По мнению специалистов, созданием подобных совместных российско-украинских газовых предприятий Россия хочет не инвестировать в разработку альтернативных российскому газу источников, а заморозить эти проекты, чтобы не допустить туда иностранных инвесторов.
Правда, по мнению эксперта по энергетическим вопросам Валентина Землянского, монополии при добыче сланцев в Украине быть не должно. «Рынок сланцевого газа — высококонкурентный… Если бы мы говорили о том, что зашли только российские или только европейские компании, но присутствуют и американские, и российские, то есть нет монополизма, кто бы что ни говорил. Они будут конкурировать между собой, поэтому определенной заморозки месторождений не будет»,- отметил эксперт.
Не все просто и с упомянутыми иностранными инвесторами. Они достаточно настойчиво и прозрачно намекают на необходимость изменения условий инвестирования — и решения Кабинета Министров и Верховной Рады не что иное, как серьезный шаг навстречу мировым энергетическим гигантам.
Конечно, несмотря на достаточно неплохие перспективы добычи сланца в Украине, утверждать, что наша страна (или европейские страны в целом) сможет отказаться от импорта газа из России и арабских государств, сегодня еще очень рано. Но уже сейчас он служит достаточно серьезным фактором, определяющим будущее и европейского, и мирового газового рынка.
Подводные камни
В июле сенат Франции запретил метод извлечения полезных ископаемых, который носит название «гидроразрыв пласта». Таким образом, как отмечает Bloomberg, Франция стала первой страной, где законодательно заблокирована добыча сланцевого газа. В Ассоциации нефтяников Франции уже за-явили, что осуждают распоряжение сенаторов.
И, тем не менее, отмахиваться от причин, вынудивших французов принять подобное решение, нельзя. Главная из них — такой важный для европейского избирателя экологический аспект. Дело в том, что добыча сланцевого газа требует использования больших объемов воды, которая смешивается с песком и химикалиями. Анализ, проведенный в американском штате Вайоминг, где находятся значительные залежи сланцев, показывает: эти химические вещества способны проникать в подпочвенные воды.
Конечно, в Америке с ее просторами можно без особых проблем бурить десятки тысяч скважин на участках в тысячи квадратных километров. Густонаселенность Европы и насыщенность ее разного рода коммуникациями могут стать проблемой. С другой стороны, именно развитая коммуникация может сделать добычу очень рентабельной. Ведь скважина и потребитель газа будут находиться совсем рядом.
Очень разнятся и оценки себестоимости добычи сланцевого газа. Некоторые компании заявили о себестоимости в $100 за тыс. м3 (например, в США), другие говорили о диапазоне $210-$280. Если учесть, что себестоимость добычи традиционного газа — $80-$90, цена российского газа на границе с Украиной — $297, а в третьем квартале может достичь отметки в $350, в четвертом и вовсе превысить $400, то разговор о разработке месторождений сланцевого газа принимает совсем другую окраску.
Время перемен
О том, что время разговоров осталось позади, свидетельствуют не только решения законодательной и исполнительной ветвей власти. О серьезных намерениях обеспечить энергетическую независимость, в том числе и за счет сланцевого газа, говорят попытки высших должностных лиц государства дать ответы на проблемные вопросы, связанные с его извлечением из недр.
Об этом 1 июля сообщил первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев, отметивший, что сегодня в Украине специалисты изучают американский опыт добычи сланцевого газа. Ранее первый вице-премьер-министр уже заявлял, что Украина намерена приобрести технологии по добыче сланцевого газа.
А это значит, что при достаточно решительных и успешных действиях украинской власти совсем скоро может измениться ситуация не только в энергетике нашей страны и в ее всегда непростых взаимоотношениях с Россией. Изменится и гео-политическая ситуация на континенте, где Киев сможет играть серьезную роль.