Психологи говорят, что сегодняшний бум социальных сетей — вполне закономерное явление эпохи. Дескать, во времена всепоглощающего водоворота информации люди разучились чувствовать и думать самостоятельно. Мы все можем наблюдать фантастические инвестиции в социальные сети, а их оценочная стоимость растет как на дрожжах. Причиной тому — уникальная таргетированность рекламы (за счет использования личных данных пользователей) и огромный охват.

Лопнет ли многомиллиардный пузырь Facebook, как в эпоху доткомов? Чем грозит конкурентам выход на рынок Google+? Что ждет бизнес основателя ВКонтакте после его неприличного жеста в сторону акционеров из Mail. ru? Эти вопросы не дают покоя пользователям соцсетей не меньше, чем судьбы героев любимых телешоу.

«Если тебя нет на Facebook — тебя нет в Интернете», — говорят одни. «ВКонтакте гораздо удобнее, меньше рекламы и классные игры», — твердят другие. «Здесь все мои одноклассники, а большего и не нужно», — отвечают пользователи одноименной соцсети. «LinkedIn — сеть для профессионалов, и никаких школьников или скучающего офисного планктона», — заявляют четвертые. Множатся и множатся новые учетные записи сотнями тысяч… Согласно прогнозу аналитиков Datamonitor, пик роста количества пользователей социальных сетей будет достигнут к 2012 году, но пока что в это просто не верится.

Искренняя благодарность руководству «Укртелекома». Лет пять назад безлимитный тариф «Ого!» (пусть и на скорости 512 Кбит/с), а также монопольное положение на рынке телекоммуникаций сделали свое дело — провайдеры стали активно демпинговать, чтобы не упустить клиентов. Сегодня тенденция по снижению цен продолжается. В любом большом городе можно подключиться к безлимитке на скорости 5 Мб/с (чего хватает с головой для ноутбука с недорогим Wi-Fi) в среднем за 50 грн в месяц. Дешевеет безлимитный GPRS/3G Интернет, и редкий мобильный телефон даже среднего ценового сегмента обходится без встроенного приложения для соцсетей. По показателям доступности Интернета в сочетании цена/качество Украина входит в десятку европейских стран — хоть каким-то местом мы в Европе.

По статистике, более 4 млн украинцев ежедневно выходят в Интернет. 81% из них имеют учетную запись в той или иной социальной сети. По результатам исследования Universal McCann, из 55 стран Украина закрывает первую пятерку по активности в соцсетях — лакомый кусок аудитории, не так ли?

Как не трудно догадаться, эту вкусную часть интернет-пирога давно разделили между собой крупные игроки, причем вовсе не из Украины. Причина — в инертности уанета и инертности бизнес-мышления инвесторов. В далеком (по меркам IT-индустрии) 2006 году, когда ВКонтакте и Одноклассники стали активно набирать обороты, многие украинские веб-специалисты пробовали создать что-то подобное на местном уровне. Однако получить серьезные инвестиции под интернет-проект такой направленности в те годы было делом практически невозможным, а потому битва за соцсети оказалась проигранной, практически не успев начаться.

Проиграв рынок массовых соцсетей, наши веб-энтузиасты учли свои ошибки и посмотрели на вопрос под другим углом. Они запустили свои вполне перспективные проекты, главная суть которых заключается в направленности на узкую целевую аудиторию. Именно «нишевость» служит тем фактором, который поможет отнять у гигантов часть пользователей, говорят создатели украинских соцсетей. Часто можно услышать из уст интернет-обывателя: «А что, украинские соцсети — это не миф?». Нет, это абсолютная реальность. Мы хотим вас ознакомить с самыми заметными соцсетями Украины, каждая из которых уникальна и перспективна по-своему.

Connect. ua

Пожалуй, это самая успешная соцсеть Украины. Почти миллион пользователей разной степени активности и более 120 тыс. уникальных посещений в день, 80-е место в рейтинге украинских сайтов (по данным аналитического ресурса Alexa. com.). В развитие проекта с 2007 года было вложено, по словам основателя Сергея Коркина, порядка $1 млн, а вся приносимая прибыль тут же инвестируется в развитие соцсети.

Главная «фишка» Connect. ua — направленность на поиск новых друзей с уклоном во флирт. Зарегистрировавшись в этой сети, первое время ощущаешь себя на одном из сайтов знакомств. Да, здесь все те же «подарки», «VIP», «стать невидимым» и прочие оплачиваемые через СМС услуги. Есть и оригинальный платный функционал — возможность украсть пользователя «в гарем». Также присутствует своеобразный «привет Цукербергу» в виде дуэли фотографий. Войти на сайт можно не регистрируясь, а используя свою учетную запись ВКонтакте. Не за горами интеграция входа и с Facebook?

Однако не только за счет СМС получает прибыль проект Сергея Коркина, другой источник дохода — контекстная реклама и нестандартные баннеры с персональным обращением к пользователям. С недавних пор Connect выпустил свой API (интерфейс прикладного программирования) для разработчиков-игроделов с возможностью вставлять рекламу даже в игры.

В целом аудитория Connect. ua — «ребята с нашего/соседнего двора», любители быстрых знакомств и развлечений.

Tuse. ua

Соцсеть ориентирована на любителей клубной жизни, развлечений и «гламурного» отдыха. Присутствует классическая схема получения денег от пользователей — поднятие фото в рейтинге за СМС (5 грн), функция «невидимка» или отправка виртуальных медвежат, цветов и прочего декора друзьям (по той же цене). Также можно развлечь себя несложными онлайн-играми или приобрести полную версию понравившейся игры.

Главная отличительная особенность Tuse. ua — ориентация на культурный вечерний отдых. На сайте преду-смотрены анонсы мероприятий столицы с возможностью «плюсануть», объявив тем самым свое намерение посетить то или иное событие. Каждый пользователь после посещения мероприятия может оставить свой фотоотчет, который другие обсудят или оценят. Фотоотчетов, кстати, немало, а вот обсуждать прошедший концерт или спектакль изъявляют желание немногие.

Присутствует функция видеочата с друзьями или незнакомцами, можно послушать онлайн вещание киевской радиостанции DJFM (правда, только во внешнем плеере).

Близких по духу людей предлагается искать по тегам «Увлечения», а вот поиска по вузу или месту жительства нет.

На данный момент на сайте зарегистрировано более 230 тыс. участников.

Profeo. ua

Аналог суперпопулярной соцсети для профессионалов LinkedIn. Говорят, что копия всегда хуже оригинала, но не в случае с Profeo. Во-первых, это не столько «клон», внешне и функционально, сколько «собрат» по направленности. Во-вторых, проект действительно сделан на совесть — начиная от дизайна и заканчивая внутренним функционалом. Все благодаря польским инвесторам, которые «обкатали» подобную соцсеть на примере Profeo. pl — довольно популярного портала у местных профессионалов. Можно смело утверждать, что за профиль на Profeo перед западными коллегами краснеть не придется.

С помощью Profeo. ua можно находить единомышленников, общаться с коллегами в группах, объединенных общими интересами, делиться собственным опытом в блоге, формировать свой образ в глазах коллег и потенциальных работодателей.

Кстати, о работодателях. В Profeo. ua интегрирован поиск вакансий от известного hr-проекта rabota. ua (тоже имеющего польские инвестиции). В зависимости от заполненной вами анкеты будут доступны актуальные вакансии в интересующей вас области. Записи с вакансиями обновляются по мере поступления, чем-то напоминая обычную RSS ленту, что очень удобно. Создатели ресурса также предусмотрели возможность общения как с помощью мгновенных сообщений, так и в дискуссионном формате — на блогах и в группах.

Оксана Завуйко, маркетинг-директор Profeo Украина: «Украинские менеджеры все чаще обращаются к Интернету с целью собрать информацию о будущих партнерах или работниках. От того, что они там находят — фотографии с вечеринки или портфолио работ, личный дневник или профессиональное резюме, — в большой степени зависит карьерное будущее. Создавая Profeo, мы стремились предоставить нашим пользователям инструмент для осознанного построения персонального бренда».

Хоть Profeo. ua работает в уанете с 2008 года, о какой-то монетизации пока говорить затруднительно: ни рекламных баннеров, ни контекстной рекламы там нет. А вот платные услуги планируются, хотя сейчас весь функционал доступен абсолютно свободно. Кстати, каждый пользователь сервиса Profeo имеет возможность получать баллы за свою активность, которые в будущем можно будет обменять на доступ к особенным и эксклюзивным услугам в сервисе.

UB. ua

Интернет-портал и социальная сеть для деловых людей ставит основной целью объединение бизнесменов и работников предприятий в единое информационное пространство.

С момента запуска обновленной версии (сам портал успешно функционирует более 8 лет) количество зарегистрированных пользователей — более 22 тыс., а предприятий — свыше 6 тыс., количество компаний, с которыми заключены договоры о предоставлении услуг, — более 2 тыс.

Все сервисы этой соцсети созданы для того, чтобы обеспечить равноценную конвертацию потраченного времени в деньги. Есть огромный инструментарий для продвижения собственного дела с помощью ub. ua и общения с коллегами по сфере деятельности. Первые три шага: регистрация себя самого (как физлица) на портале, регистрация фирмы и, наконец, назначение самого себя ее интернет-представителем. А далее все дело в активности — не составляет труда зарегистрировать на сайте своих сотрудников, разместить товары и услуги на базаре или в интернет-магазине.

Валентин Цейко, директор портала ub. ua: «Тот факт, что мы уже девятый год на рынке, доказывает нашу финансовую стабильность. Мы постоянно следим за реакцией наших пользователей и клиентов. Каждый месяц невостребованные опции убираются, на их место приходят новые, совершенствуются существующие. Укрбизнес более адаптирован под наш менталитет, отличаемся мы еще и профильностью, то есть адаптированностью под бизнес. Это в сочетании со стабильным приростом регистраций позволяет нам с уверенностью работать над показателем в сотни тысяч активных пользователей уже в очень недалеком будущем».

Любопытная особенность — наличие защищенной почты, которую не индексируют поисковые системы. Благодаря шифрованию письма не могут прочесть даже сотрудники самого сайта. Есть возможность устраивать групповые онлайн-конференции и, естественно, зарабатывать внутреннюю валюту соцсети, которой можно оплачивать рекламные услуги. Не обошлось и без интегрированного фирменного поиска вакансий.

Разработчики сети уверены, что именно за такими сервисами — будущее интернет-рекламы и эффективного продвижения товаров и услуг.

Politiko. ua

«Если вы не интересуетесь политикой, это еще не означает, что политика не интересуется вами», как любил говаривать Перикл/Черчилль/Бисмарк (историки все еще ломают копья относительно авторства изречения). Создатели соцсети Politico. ua решили последовать совету великих людей и создать первую в Украине политическую соцсеть с благородной целью: объединить в одно сообщество политиков, экспертов, журналистов, лидеров партий и рядовых избирателей.

В сети созданы все условия для политической и общественной деятельности: общение в группах, ведение блогов, дебаты, высказывание полезных идей, возможность оценить деятельность партий и задать вопросы их лидерам. Можно даже стать членом любимой партии всего в один клик мышкой. Как считает основатель проекта Дмитрий Лысенко, его соцсеть — отличная стартовая площадка для молодых политиков.

В целом соцсеть популярна, но наплыв пользователей зависит от политической ситуации в стране — от выборов до выборов.

Дмитрий Лысенко, руководитель проекта Politico. ua: «Если говорить об активности наших пользователей, то из них в среднем 1/4 часть — постоянные участники соцсети. Прирост аудитории — 300-400 человек в месяц. Основными конкурентами мы считаем интернет-издание «Украинская правда» и проекты-сателлиты, а также блоги политиков и общественных деятелей на других новостных проектах».

Главная аудитория этой соцсети — политически активные люди, которые не просто интересуются политикой, а нуждаются в обратной связи, возможности высказать свое мнение. Это и общественные деятели, которые не всегда могут попасть на телевидение. Всего в сети зарегистрировано 56 тыс. человек, аудитория довольно-таки взрослая — средний возраст 28 лет.

В будущем Дмитрий Лысенко обещает сделать соцсеть более комфортной для пользователей в плане конструктивного общения со сторонниками и противниками и, как уже заведено, обеспечить вход из соцсетей-гигантов.

Политический проект — это всегда проблемы, но, по словам Дмитрия, их удавалось решать полюбовно. Если есть жалобы на неадекватные комментарии (а политические дебаты — это всегда наплыв эмоций), то они оперативно удаляются.

Сам проект с момента своего существования уже окупился, а существует в основном на деньги от пожертвований пользователей и контекстной рекламы Google AdSense.

Зарегистрироваться на сайте можно по приглашениям. Но выпрашивать их по форумам и «инвайт-биржам» необязательно — достаточно отослать запрос в тех-поддержку. Таким образом, проект препятствует массовому проникновению полит-ботов от разных политических сил.