Благодаря вовремя принятым мерам и правильно избранной стратегии крупнейшие автопроизводители Японии сообща реанимировали отрасль.
Прогремевшая на весь мир авария на АЭС в японской Фукусиме, помимо понятного экологического резонанса и жертв среди населения, принесла фантастические убытки одной из сильнейших экономик мира. Таковые, по разным подсчетам, составили от $198 до $309 млрд. Непрямые убытки намного больше. Пострадал в том числе и один из флагманов японской промышленности — автопром, которому пророчили годы упадка и неимоверных усилий по выходу на прежние объемы. Тем не менее уже сейчас можно говорить о стабилизации работы автомобильных компаний благодаря умелым действиям их руководства.
Проблемы посыпались как из мешка. Ведь каждый японский автопроизводитель — это не только крупные заводы-гиганты, где собственно собирают машины. В таком случае можно было бы как-то обходиться и предприятиями, расположенными в других странах, непосредственно возле рынков сбыта. Это также тысячи, десятки тысяч сравнительно мелких фирм-смежников, изготавливающих комплектующие, выполняющих узкоспециализированные операции — от логистики до выпуска целых узлов. Сбои, вызванные катастрофой, так или иначе затронули почти все предприятия подобного рода (полтысячи производителей комплектующих сразу после аварии прекратили работу!), а также и головные заводы.
В апреле компания Nissan объявила об остановке четырех своих заводов. Honda, Toyota и Mitsubishi Motors прекратили производство на всех своих заводах, расположенных непосредственно в Японии. Для предприятий, находящихся за рубежом, ввели обычный рабочий режим, поскольку ранее там трудились сверхурочно. Да и вообще, экспорт авто из Страны восходящего солнца на время прекратился из-за закрытия морских портов.
Одним словом, проблемы приключились серьезные, угрожающие не только японской, но и всей мировой индустрии производства авто. Причина проста: почти все электронное оснащение автомобилей, выпускаемых в странах Запада, изготавливается именно в Японии. Соответственно с проблемами поставок комплектующих столкнулся целый ряд автогигантов: Volkswagen, General Motors, Peugeot-Citroen, BMW, Ford… То есть от восстановления автопрома японского, без преувеличения, зависит работа всего мирового. А это не только новые машины для желающих их купить, но и рабочие места, и поступления в бюджет.
Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Сначала прогнозы. В текущем финансовом году Nissan Motor Co. рассчитывает поднять уровень продаж своей продукции по всему миру до 4,6 млн автомобилей (к слову, рекорд), увеличив его почти на 10% по сравнению с преды-дущим годом. Nissan еще в мае полностью восстановил производство на заводах, расположенных в Японии. Компания Suzuki Motor Corp. прогнозирует рост продаж на 6,7% по сравнению с прошлым годом и практически уже вышла на доаварийные показатели производства.
Оптимистические планы и у концернов Mitsubishi Motors Corp. и Mazda Motor Corp. Правда, Toyota Motor Corp. и Honda Motor Co. ожидает ощутимое снижение чистой прибыли по итогам года — соответственно на 31,4% и 63,5%. Определенных потерь не избежать и «Ниссану», однако связаны они с невыгодным для японских экспортеров высоким курсом иены по отношению к доллару и евро.
В начале осени японские автогиганты принялись за расширение штата сотрудников ввиду грядущего увеличения объемов производства. «Тойота» собирается нанять до четырех тысяч рабочих, «Ниссан» и «Хонда» — примерно по тысяче. Остальные автогиганты расширят штат каждый на несколько сотен человек. И, судя по всему, дополнительный найм этим не ограничится.
Уже к середине апреля мощности японских предприятий были восстановлены на 50%. И, как мы уже упоминали, эти показатели постоянно улучшаются, доходя до предкризисного уровня. Причин тому несколько. Во-первых, время. Предприятия на территории Японии прекратили работу в силу многих факторов (отключение и снижение поставок электроэнергии, чрезвычайное положение и т. д.), однако физически оборудование на заводах не пострадало. Потому на протяжении последних месяцев японцам удалось восстановить нарушенные связи между предприятиями и запустить «конвейер» по новой. Во-вторых, это разумное перераспределение использования рабочей силы и электроэнергии. Например, предприятия стали работать по выходным — в это время в стране электроэнергия гораздо дешевле. В-третьих, в стране создан денежный фонд в размере $620 млн специально для восстановления автомобильной промышленности. К тому же, добавим, в силу пресловутой глобализации большинство японских предприятий по производству легковушек и комплектующих находятся за рубежом. К примеру, у «Мицубиси» таковые расположены на территории… 26 государств.
Одна из главных проблем, которую сегодня приходится решать японцам в вопросе экспорта автомобилей, — опасения покупателей по поводу возможного радиоактивного загрязнения их продукции. Проблема не столь незначительная, как кажется, учитывая стремление к экологичности запуганных Чернобылем, а теперь еще и Фукусимой европейцев. Впрочем, гиганты на то и гиганты, дабы не падать при первом же столкновении. Истина ведь в деталях — во множестве мелочей, благодаря которым трудолюбивые японцы постепенно подняли из глубокой пропасти свой автопром.