Основатель компании Apple Стив Джобс объявил о своем уходе из бизнеса. Инноваторов его калибра в мире немного, а в IT-индустрии второго просто не вспомнить.
Возможно, это самый удивительный человек за всю историю развития отрасли. Ему несколько раз удавалось полностью переменить тренды в ней, поставить все с ног на голову. Один раз можно было бы назвать удачей, но в случае Стивена Пола Джобса, сына протестантки из белых англосаксов и сирийца, речь идет о 6-7 супернововведениях. А также о множестве патентов, новейших гаджетах, стремительно ворвавшихся в повседневную жизнь и во многом изменивших ее к лучшему.
И это все о нем
Один из первых успешных персональных компьютеров. Первое массовое внедрение графического интерфейса. Первый лазерный принтер, который в сочетании с первой же настольной издательской системой Adobe PageMaker, вышедшей первоначально только для платформы Apple, совершил революцию в издательском деле. Первая успешная операционная система, полностью построенная на принципах объектно-ориентированного программирования, — NeXT. Первый удачный медиаплеер, задавший стандарт целой индустрии, — iPod. Первый по-настоящему массовый смартфон — iPhone. Первый перспективный планшетный компьютер — iPad. Кроме этих достижений, которые, безусловно, стали вехами в ІТ-индустрии, Стив еще создал компанию Pixar, которая радует своими оригинальными мультиками.
И если этого еще мало, стоит вспомнить о его бизнес-таланте. В 1997 году он получил почти прогоревшую фирму. И не только вернул ее к жизни, полностью сменив профиль ее деятельности, но и сделал к концу «нулевых» самой дорогой компанией в мире. Такого послужного списка, кажется, нет ни у кого. Ландшафт, который сегодня видим в мире мобильных технологий, сформирован Джобсом практически единолично: отрасль круто поменяла направление движения в 2007-м, когда появился iPhone, а затем в 2010-м — c выходом iPad.
Конечно, Джобс всегда был окружен талантами. Его иногда укоряют, отчасти справедливо, в том, что затмил всех их, как, например, выходца из Украины Стива Возняка, соавтора первого в мире ПК из знаменитого гаража. Но все-таки в успехе продуктов Apple и самой компании вклад Джобса самый большой и самый сложный. Работа, которую он делал самолично, складывалась из двух частей. Во-первых, он находил перспективную область — такую, в которой у людей есть потребность, но пока нет хорошего продукта. Затем формулировал требования к будущему продукту: каким он должен быть, как работать, чтобы людям он действительно помог и понравился. Во-вторых, Стив находил лучшую команду для реализации своего замысла и умел жестко настоять на том, чтобы задуманный продукт был воплощен именно в запланированном виде.
Джобс был идеальным создателем продуктов. Крайне требовательный к качеству, он настаивал на том, чтобы все работало идеально или не существовало вообще. Порой он откладывал реализацию гаджета на несколько лет, до появления необходимых технологических решений по доступной цене, как это было с iPad. Результаты же этих трудов, как правило, оказывались вехами в ІТ-индустрии и задавали направление движения на годы вперед, подстегивая конкурентов и меняя представление о том, как должна работать технология. Ну и активно патентовались, само собой.
Интеллектуально-патентная гонка
В США вычислили лидеров 2010 года по регистрации патентов на новые изобретения. Суперкорпорация IBM в течение прошлого года установила новый мировой рекорд, оформив на себя почти 6000 патентов. На втором месте разместилась компания Samsung (4551 патент), а на третьем — Microsoft (3094).
Надо сказать, что IBM возглавляет патентную гонку уже 18 лет подряд. В прошлом году корпорация запатентовала новую систему прогнозирования сейсмоактивности и землетрясений, компьютерный чип, сочетающий электрические и оптические устройства на одной кремниевой пластине, и массу других потенциально коммерциализируемых разработок. По данным агентства Bloomberg, число новых патентов IBM увеличилось на 20%. «Не все из наших изобретений принесут коммерческую выгоду, но практически все исследования мы начинаем с учетом возможностей последующей коммерциализации их результатов», — говорит юрисконсульт IBM по патентам Мэнни Чектер.
В США интеллектуальная собственность (ИС) формирует около 30% ВВП, принося более $4 трлн. Сюда входят операции с брендами, технологиями, патентами. Сегодня в мире — порядка десяти стран во главе с США, являющихся глобальными экспортерами патентов, лицензий и разрешений на использование ИС. Любопытно, что именно Америка, зарабатывающая сейчас громадные деньги на продаже объектов, защищенных авторским правом, еще какие-то сто лет назад входила в число основных потребителей научных открытий, патентуя все подряд. И хотя авторское и патентное право — понятия не тождественные, а патент еще и значительно короче по срокам предоставления монополии, строгое следование требованиям так называемых развитых государств откровенно противоречит национальным интересам других стран.
(С другой стороны, очевидно, что, не защитив интеллектуальную собственность, развивающиеся страны вряд ли смогут найти достаточное число людей, желающих заниматься развитием науки и техники, а не паразитированием на природных ресурсах. Ведь, проделав определенную работу, человек вправе получить за нее не только зарплату старшего научного сотрудника НИИ, но и положенные авторские отчисления и роялти. — Прим. ред.).
Не сгниет ли «надкусанное яблоко»?
Экс-глава Apple Стив Джобс с некоторых пор фонтанирует прорывными идеями, которые закрепляет за собой с помощью патентов в США. Конечно, никто не осмелится сказать, что Джобс не имеет никакого отношения к созданию этих вещей, но все же активность главы Apple поражает. В 80-х — 90-х годах число его патентов было единично, но с начала века вдруг приблизилось к полутора сотням. Чуть ли не все модели «аймаков», «айфонов», «айпадов» и «айподов» числятся изобретениями Джобса (с соавторами), так же, как и великое множество куда менее значимых вещей вроде чехлов для телефонов и держателей для наушников.
Впрочем, выросла активность на этом поле не только Джобса, но и его компании, которая пытается запатентовать, кажется, все на свете для последующего ведения юридических войн с конкурентами. Так или иначе, Джобс — один из самых активных в мире изобретателей. И среди его детищ, зарегистрированных в Бюро патентов и торговых марок США, есть не только известные всем продукты, но и довольно необычные для Стива вещи.
Подавляющее большинство изобретений Джобса связаны с IT-миром. Тем удивительнее видеть в его патентной базе лестницу (но патентообладателем является и компания Apple в целом). Единственной особенностью ее является то, что она стеклянная. Но все объясняется просто: прозрачные лестницы стали отличительной чертой фирменных магазинов Apple. А что в них там патентовать? Проблема таких лестниц — в соединении частей из стекла и металла, ибо при изменении температуры металл расширяется, повреждая стекло. Обладатели патента заверяют, что решили эту проблему (рис. 1).
Универсальная и гибкая система меню из патента, поданного на рассмотрение в 2000 году, в какой-то мере реализована в современных MacOS. Но самое интересное здесь то, что описание системы сделано применительно к ОS Windows. На прилагаемых к патенту рисунках видна всем хорошо знакомая кнопка Start и другие признаки системы от Microsoft. Зачем «яблочнику» понадобилось изобретать что-то для «вражеской» ОС, не вполне ясно. Однако видим единственный пример того, как Apple и лично Джобс что-то придумали для улучшения конкурирующего продукта (рис. 2).
На рис.3 видим, каким мог быть первый iPhone. Фактически это суперпопулярный плеер iPod с возможностью делать звонки. Набирать номер предполагалось с помощью диска, который стал главной особенностью плееров от Apple, — и это было бы похоже на звонок со старого аналогового телефона. Судьба и сам Джобс распорядились иначе, и iPhone не стал прямым потомком iPod’а.
На рисунке 4 — модификация знаменитой модели Apple II, с которой началась компания Джобса. Один из его первых патентов подан на рассмотрение в 1980 году — и тут уж нет никаких сомнений в том, что его имя стоит на патенте не просто так. На него интересно посмотреть, чтобы понять, с чего все начиналось и какой путь прошла компания Apple и ее основатель за прошедшие 30 лет.
Стив постарался успеть как можно больше. На своей последней презентации он показал очередное свое детище — экосистему iCloud — и впервые за все время несколько изменил своим принципам: она явно еще не доведена до совершенства. Вероятно, он знал, что позже сделать это уже не успеет. Безусловно, график выпуска продуктов Apple расписан на 2-3 года вперед. Ходят слухи, что на следующей презентации представят совершенно новый гаджет (типа iPhone 5) — как последний привет от Стива.
За компанию в ближайшее время волноваться не стоит: задела от Джобса хватит не только на то, чтобы «надкусанное яблоко» держалось на плаву, но и чтобы двигать его вперед. Однако когда идеи иссякнут, вероятна и стагнация Apple. А вместе с ней и рынка IT-гаджетов, который погрузится в состояние застоя в ожидании нового гения с новыми прорывными идеями.