Ключевой особенностью промышленной революции XVIII-XIX вв. стал переход от изготовления товаров по индивидуальным заказам к массовому производству. Пре-имущества такого подхода бесспорны: это и радикальное снижение цены, и во многих случаях повышение качества продукции.

Но есть и обратная сторона: массово изготовленные товары никогда не будут полностью отвечать индивидуальным требованиям конкретного покупателя. Конечно, этот недостаток в значительной мере сглаживается наличием множества конкурирующих компаний, постоянно расширяющих ассортимент продукции, но остается принципиально не устранимым.

Точнее, оставался. Переход от индустриального общества к постиндустриальному на новом витке возрождает многие концепции и институты, отброшенные предыдущей эпохой. В частности, одной из ярко выраженных тенденций развития потребительского сектора в XXI веке становится все большая степень персонализации товаров и услуг.

Так, индивидуальным тарифным планом, предлагаемым оператором мобильной связи, уже никого не удивишь. Но есть и куда более яркие примеры.

Сегодня многие производящие электронику компании, начиная от именитых корпораций и заканчивая малоизвестными китайскими заводами, дают возможность клиенту самостоятельно не только определить комплектацию мобильного телефона, но и выбрать ряд характеристик (от типа процессора до дизайна корпуса), изменение которых требует внесения модификаций на этапе производства. Похожую услугу все чаще предлагают и автопроизводители.

В Интернете появилось множество магазинов, в которых можно заказать различные бытовые мелочи с индивидуальным дизайном — нарисовать его может сам пользователь прямо в окне браузера, и уже через пару дней товар доставят покупателю. А с дальнейшим развитием трехмерной печати можно ожидать настоящего бума «штучных» товаров. На очереди — лекарственные препараты с подобранной формулой для конкретного пациента.