«Наверху», наконец, осознали, что альтернативы стратегии энергосбережения у страны нет.
Нынешняя осень оказалась для Украины богатой на события в газовой сфере. Помимо обрисовавшейся перспективы снижения цены на российский газ и создания трехстороннего (Украина-Россия-ЕС) газотранспортного консорциума, пополнился список собственно украинских газовых месторождений. «Укргазвыдобування», дочерняя компания НАК «Нафтогаз Украины», в результате поисковых работ открыла Кузьмичевское газовое месторождение в Богодуховском районе Харьковской области, запасы которого оцениваются в 1,5 млрд м3. Там же было найдено Боровое месторождение с перспективными запасами в 1,2 млрд м3.
Ядерный аргумент
Однако эти события никак не снижают актуальности усиления энергетической безопасности Украины, в первую очередь за счет снижения внутреннего потребления. Киев прилагает значительные усилия для реализации мер по энергосбережению внутри страны. Поясняя ситуацию, первый вице-премьер-министр Украины-министр экономического развития и торговли Андрей Клюев отметил, что важнейшим приоритетом остается укрепление энергетической безопасности Украины.
«Наша экономика слишком энергоемка. Цена российского газа чрезвычайно высока. Я уверен, что в результате переговоров с нашими российскими партнерами нам удастся ее снизить, но она все равно останется высокой. Значительного падения цен на углеводороды в мире в ближайшее десятилетие не прогнозируется. Поэтому, во-первых, мы должны максимальное внимание уделять энерго-сбережению во всех без исключения отраслях экономики. Практически все приоритетные инвестпроекты по модернизации предприятий содержат в себе энергоэффективную составляющую. Во-вторых, мы должны активно развивать возобновляемые источники энергии. В-третьих, поставлена задача в сжатые сроки максимально увеличить добычу углеводородов — собственных нефти, газа, угля», — уточнил он.
Интересно, что эксперты воспринимают меры по энергосбережению государственного масштаба не только как средство сэкономить на углеводородах. Грамотно и эффективно проведенные мероприятия в этой сфере могут стать ответом на вызов в еще одной — атомной энергетике. Этот вопрос, как известно, после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» широко обсуждается в мире, а для некоторых экономически мощных стран ЕС стал даже поводом говорить о полном отказе от атомных электростанций.
Украинцам, пережившим Чернобыль, не надо много рассказывать об угрозах, исходящих от использования «мирного атома». Между тем альтернатив этому виду энергетики не так много. На одну из них указал экс-министр охраны окружающей среды Украины Юрий Щербак, заявивший, что главная альтернатива ядерной энергетике в Украине — энерго-сбережение. По его мнению, сократив потребление электроэнергии до европейского уровня, не нужно будет строить новые атомные энергоблоки. «Нереально сегодня говорить о закрытии всех атомных станций. Но нельзя безапелляционно заявлять, что нет альтернатив ядерной энергетике — это большая ложь, альтернатива есть. У нас сегодня 4 атомные станции, 15 ядерных реакторов, они поставляют нам 40- 50% электроэнергии. То есть если принять очень серьезную программу энергосбережения, то это даст экономию 50%, и мы можем вдвое сократить потребление электроэнергии. Учтем также, что на единицу украинского ВВП тратится в 4-5 раз больше энергии, чем в Японии, и в 2,5 раза больше, чем в Европе. Если исправить эту ситуацию, не надо будет строить новые атомные электростанции», — утверждает Щербак.
Программная программа
Неважно, идет речь об экономии углеводородного топлива или же об избавлении от необходимости строить новые АЭС — в обоих случаях актуально проведение комплекса мер государственного масштаба по энергосбережению. Соответствующая программа — Государственная целевая экономическая программа энергоэффективности на 2010-2015 годы — утверждена постановлением Кабмина еще в марте прошлого года.
Ее главная цель — создание условий для приближения энергоемкости ВВП Украины к уровню развитых стран и стандартов Европейского Союза. Конкретнее — снижение уровня энергоемкости ВВП на 20% по сравнению с 2008 годом (ежегодно на 3,3%). Кроме того, программа предусматривает повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, усиление конкурентоспособности национальной экономики, оптимизацию структуры энергетического баланса государства путем уменьшения доли импортируемых ископаемых органических видов энергоресурсов и замещения их другими, в том числе полученными из альтернативных источников энергии, а также вторичными энергетическими ресурсами.
В сфере совершенствования системы стандартизации в области энергоэффективности и возобновляемой энергетики программа предусматривает обеспечение законодательного урегулирования вопросов функционирования системы стандартизации, а также разработки стандартов для определения энергоемкости техпроцесса производства наиболее энергоемких и социально значимых видов продукции. В отношении оптимизации структуры энергетического баланса государства, в частности замещения традиционных видов топлива другими, намечено внедрение когенерационных технологий, а также технологий, предусматривающих использование тепловых насосов, электрического теплоаккумуляционного обогрева и горячего водоснабжения, энергии солнца и геотермальной энергии.
Для уменьшения объема технологических затрат и потерь энергоресурсов в результате модернизации и реконструкции оборудования планируется внедрение современных энергоэффективных технологий, проведение санации жилых домов и зданий бюджетных учреждений; модернизация ГТС, пере-оборудование тепловых электростанций, теплоэлектроцентралей и котлоагрегатов, используемых в коммунальном хозяйстве.
Планируется, что объем замещения потребления первичных энергоресурсов в результате внедрения технологий, предусматривающих использование энергии солнца и геотермальной энергии, на 2015 год составит 1,36 млн т условного топлива. Объем замещения природного газа, как предполагается, должен составлять начиная с 2016 года не менее 15 млрд м3, а нефтепродуктов — 1 млн тонн. Программа также преду—сматривает снижение техногенного воздействия на окружающую среду за счет уменьшения объемов вредных выбросов на 15-20%. Ориентировочный объем финансирования первоначально составил 250 млрд грн, в том числе 30,1 млрд — за счет государственного бюджета, 15 млрд — за счет местных бюджетов, 204,9 млрд грн — за счет других источников. В 2010 году на нужды энергоэффективности было выделено 14,3 млрд грн.
Весной этого года программу ожидали серьезные изменения. Кабмин откорректировал название. Теперь это «Государственная целевая финансовая программа энергоэффективности и расширения сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и иных видов топлива на 2010-2015 годы». Кроме того, убрано положение, утверждавшее целью программы создание условий для приближения энергоэффективности внутреннего валового продукта Украины к уровню развитых стран ЕС и снижение энергоемкости ВВП постепенно к 2016 году на 20% по сравнению с 2008-м. Вместо этого приоритетной задачей была определена оптимизация структуры энергетического баланса страны, в котором доля энергоносителей, полученных из возобновляемых источников, должна к 2015 году составить 10%. Достижение этой цели будет происходить путем сокращения доли импортируемых органических энергоресурсов и их замещения другими видами. А также стимулированием и поощрением производителей электроэнергии использовать возобновляемые виды топлива и альтернативные источники выработки электричества.
Подобный пересмотр вызван, очевидно, осознанием недостижимости для Украины на данном этапе намеченных европейских показателей в энергосбережении. Однако, снизив запланированные требования, Кабмин одновременно резко увеличил финансирование программы — сразу на 62,5 млрд грн (до 347,82 млрд грн), что сделало ее куда более реалистичной.
Последующий пересмотр программы привел к тому, что в сентябре этого года в нее решили вновь внести изменения. Председатель Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Николай Пашкевич сообщил, что Президент Украины поручил принять меры по предотвращению негативного влияния на экономику Украины значительного роста цены на импортируемый природный газ. Реформы в первую очередь коснутся объемов финансирования мероприятий по программе энергоэффективности, уменьшения объемов использования природного газа и увеличения объемов использования альтернативных видов топлива. Пашкевич отметил, что соответствующий проект агентством уже подготовлен и в октябре будет внесен на рассмотрение Кабмина.
Столь пристальное внимание Киева к выработке и реализации стратегии энерго-сбережения по достоинству оценено и в Европе. В сентябре ЕС утвердил выплату первого транша в размере 31 млн евро по европейской инициативе поддержки реализации украинской программы в области энергоэффективности.
Одновременно Министерство экономического развития и торговли Украины заявило, что внедрение энергоэффективных технологий и материалов в реальном секторе экономики и домохозяйствах сформулированы Кабмином как важные задачи государственной политики на 2012 год. В рамках целевой программы на реализацию инвестиционных и инновационных проектов по энерго-сбережению в следующем году правительство предполагает привлечь около 19,5 млрд грн внебюджетных средств. В итоге сокращение объема технологических затрат и непроизводственных потерь энергоресурсов должно составить не менее 4%.
На два фронта
Остается добавить, что нынешнюю жесткую борьбу за снижение цены для Украины на российские энергоносители украинское правительство столь же жестко привязывает к своей стратегии энергосбережения и энергоэффективности. Так, руководство Кабмина четко указывает на то, что уменьшение цены на российский газ не является самоцелью, поскольку это никак не снижает зависимости государства от внешних поставок энергоносителей. Наоборот, если договоренность с Москвой будет достигнута (а это планируется сделать в октябре-ноябре этого года), то это откроет возможность для более взвешенного подхода к реализации мер по энергосбережению. В первую очередь даст время, необходимое для разработки и внедрения соответствующих программ. В конце сентября премьер-министр Николай Азаров, выступая с лекцией в Киевском национальном экономическом университете, заявил, что Украине нужны низкие цены на газ для реализации программы энергосбережения. «Для нас выгодны низкие цены на газ, поскольку для выполнения программы энергосбережения требуются годы», — сказал Азаров.
Подобный комплексный подход и ощутимое финансирование программы дают повод для оптимизма, ведь до этого главными проблемами подобных украинских стратегий была их однобокость, то есть отсутствие комплексной реализации, и недостаток средств на проведение предусмотренных мероприятий. В данном случае, похоже, украинское правительство решило оба вопроса. С другой стороны, очевидно, у Украины просто нет иного выхода, как делать ставку на энергосбережение и энергоэффективность, то есть на то, чем давно успешно занимаются ведущие страны мира.