На дне Черного моря энтузиасты устанавливают искусственные рифы. Правда, чаще всего защитники природы преследуют при этом и рекламные цели. Железобетонный пиар в бухте Коктебеля видел и наш корреспондент.

При поддержке На-цио-нального университета «Киево-Могилянская академия» международный автомобильный холдинг «Атлант-М» взялся решить одну из самых сложных экологических проблем Черного моря — снижение способности к самоочищению. Оказалось, что природным фильтраторам морской воды — двустворчатым моллюскам, губкам, асцидиям, усоногим ракам, водорослям — тяжело держаться за илистый грунт, а скал и камней очень мало. Вот и придумали люди искусственный риф, своеобразный «скворечник» для обитателей моря — со-оружение из крепкого экологически чистого бетона, способного выстоять на морском дне до 300 лет.

8 октября на глубину 11 метров возле Коктебеля опустили последнюю составную часть искусственного рифа «20 лет», посвященного юбилею холдинга «Атлант-М». Уже через пару месяцев на бетонных буквах и цифрах этого необычного рекламного щита появятся водоросли, а чуть позже здесь поселятся мидии, рапаны и другие морские обитатели. Не пройдет и года, как все это заработает как единая экосистема, готовая очищать Черное море.

Искусственные рифы изобрели еще в 70-х годах прошлого века для спасения кораллов Карибского моря, но до постсоветского пространства они добрались только в наше время. Первые бетонные рифы опустили на дно Черного моря четыре года назад здесь же, в Коктебельской бухте. За это время они так обросли, что стали в пять раз эффективнее своих природных «коллег». По словам научного куратора проекта Александра Заклецкого, один квадратный метр искусственного рифа населяет 1824 г «морской жизни». «Это в пять раз больше, чем на естественном илистом субстрате, который находится в бухте, — говорит ученый. — Результаты оказались лучше самых оптимистичных прогнозов, что дает основание считать этот проект более чем успешным и рекомендовать развивать рифостроение для улучшения и оздоровления акватории».

Пока в Черном море установлено всего около 50 рифболов. Все проекты финансируются частными фирмами как социальные. По словам представителей холдинга «Атлант-М», установка рифа под названием «20 лет» стоила им столько же, сколько обошлось бы размещение рекламы на трех бигбордах в Киеве в течение месяца.

Интересно, что правильно установленный рифбол способен не только защитить берег моря от размывания, но и стать туристическим объектом для дайверов. Правда, по нашему мнению, для рекреационной функции рифа нужно придумывать что-то более оригинальное, нежели обычные рекламные шаблоны. Ведь уплывшего от мирской суеты дайвера такой полусоциальной инициативой можно только отпугнуть: и здесь эта реклама!