С завидной стабильностью — примерно раз в полгода — в нашей стране происходит сезонное обострение слухов о том, что мобильные телефоны, не зарегистрированные в базе IMEI Украинского государственного центра радиочастот, станут отключать от сети.

Действительно, несмотря на пассивное сопротивление операторов связи и неоднозначность норм действующего законодательства, УГЦР активно лоббирует эту идею. Успех УГЦР (а каким бы маловероятным он ни казался, в нашем государстве возможно все) означает, что все аппараты, кроме официально импортированных в Украину, окажутся бесполезными кусками пластика.

Казалось бы, что плохого в борьбе с контрабандой? Ничего, если бы не несколько нюансов. Не вполне понятно, почему за возможные правонарушения, совершенные поставщиками товара, должен отвечать покупатель и с какой вообще стати он должен разбираться, как именно был ввезен на территорию Украины тот или иной аппарат? Во-вторых, что делать с теми, кто приобрел телефон за границей (да хотя бы в соседней России)?

Конечно, УГЦР предлагает внести такие терминалы в свою базу после официального письма с приложенными к нему документами и таможенными декларациями, но насколько адекватной платой за право пользоваться собственным телефоном можно считать месяц бумажной возни? При этом сейчас заявки в УГЦР рассматриваются неделями, а что будет, если телефоны начнут действительно массово отключать, сложно себе представить. Та же история с телефонами, полученными в подарок или приобретенными в иностранных интернет-магазинах (или на аукционах). Особенно интересно, какие, с точки зрения УГЦР, документы можно предъявить в том случае, если бывший в употреблении аппарат (официально!) приобретен у физического лица (на том же eBay, например)?

Тем временем, как неоднократно заявляли представители УГЦР, технически для проведения отключений уже все готово. Дело за малым — за поправками в закон о телекоммуникациях. А законы у нас принимают быстро.