Украина способна производить качественные и продающиеся идеи, осталось только, чтобы и государство, и бизнес обратили внимание на этот высокодоходный ресурс экономики. И, возможно, фраза, сказанная моим собеседником в конце нашей встречи — «Мы все равно не сдаемся!», останется когда-нибудь для украинской науки в прошлом.
Термомодификатор
На счету Владимира Савицкого больше сотни изобретений. Одно из них, наиболее перспективное в плане экономического будущего, ждет своего солидного инвестора.
Владимир Николаевич придумал простую конструкцию мини-установки для термомодификации древесины. Установка рассчитана на одновременную сушку 1-2 кубометров сырья. В течение трех-четырех дней оно подвергается температурной обработке (порядка 250°С), теряя при этом практически всю влагу и органику, которая не выжигается, а полимеризуется, то есть превращается в древесную пластмассу. В результате дерево приобретает новые качества, так необходимые при любом строительстве, особенно в приморской зоне. Например, снижение в 4-5 раз гидрофильности (способности впитывать влагу). При перепадах влажности и температуры такую древесину уже не «поведет»: стабильность форм увеличивается в 10-15 раз в сравнении с необработанным сырьем.
Кроме того, поскольку питательная среда для размножения грибка и микроорганизмов уничтожена, такое дерево не гниет, а его долговечность возрастает в 15-25 раз. Термомодифицированная древесина давно популярна в Европе, сегодня ее доля составляет около 70% западного рынка. Из нее делают окна и двери, пришедшие на смену экологически небезупречным пластиковым пакетам. Ее производство существует и в России, и в Украине, однако промышленные установки требуют значительных капиталовложений — около полумиллиона евро.
— То, что я хочу реализовать, никто до сих пор не догадался сделать, — говорит Савицкий. — Установка совершенно простая — никаких вакуумных насосов и прочего. Практически кроме вентилятора, нагревателя-ТЭНа и, условно говоря, сепаратора, отделяющего влагу из воздуха, в ней ничего больше нет. Оптовая цена такой мини-установки — примерно 14-20 тысяч долларов. Однако успешно реализовать этот проект в странах СНГ возможно только на российском рынке. Сегодня эта страна производит около 19 миллионов кубометров пиломатериалов в год. Причем большую часть сырья дают небольшие пилорамные предприятия. Если поставить в таком цехе нашу мини-установку, которая ничего, кроме электроэнергии, не потребляет, то можно каждые три-четыре дня получать около 500 долларов дополнительного дохода. То есть продавать не полуфабрикат по низкой цене, а дорогую термомодифицированную древесину.
Владимир Савицкий ищет инвестора, готового вложить в разработку проекта около $100 тыс. На создание опытного образца и патентование уйдет примерно 10 месяцев, но на финише, по расчетам изобретателя, инвестор сможет получать не менее $50 млн в год.
Впрочем, это выгодное, по мнению разработчика, научно-техническое предложение может остаться на бумаге, ведь для его реализации нужны специфические и очень дефицитные условия.
— Как правило, для воплощения в жизнь такого проекта нужен человек не просто с деньгами, а имеющий влияние в определенных кругах, — говорит Савицкий. — Ведь так просто в России на этот рынок древесины никто не пустит. Понятно, что разработать сегодня можно все что угодно, а вот внедрить — проблема. В конце концов тебе поставят палки в колеса и просто вынудят продать этот патент.
Дайте нам проблему!
В журнале «Вокруг света» автор увидел информацию. Об этом отечественному бизнесмену нужно знать, наверное, со школьной скамьи. Оказывается, около 70% науки в таких высокоразвитых странах, как Англия и США, а также в быстрорастущих экономиках Индии и Китая, финансирует не государство и различные фонды, а частный бизнес. Очевидно, инвестиции в торговлю новыми технологиями, новыми идеями и товарами — это сверхприбыльный бизнес на мировом рынке, в котором украинская экономика пока, к сожалению, не участвует. Посмотрите хотя бы на прилавки бытовой электроники — все это продукт иностранной мысли. Мы что, стали глупее?!
— Я, честно говоря, поражен, — говорит патентовед Владимир Савицкий. — До 30% глупости везут нам с Запада. Глупости, которую никто не догадался проверить. Ведь для внедрения новой разработки нужно пройти очень трудный путь, которым не всегда и не везде следуют. Если ты делаешь что-то новое, если планируешь запускать это как бизнес в десятках и сотнях тысяч экземпляров, то нужно очень серьезно все проверить. И только когда мы знаем, что «вытрясли» из разработки все недочеты, можно быть уверенным: эта штука будет экономична и работоспособна.
Идей у наших умельцев много, но чтобы дать жизнь изобретению, нужно либо вложить свои деньги (а их нет), либо искать инвестора. Как ни парадоксально, украинскому бизнесмену легче купить готовую технологию, а не заказывать отечественной науке более дешевое и сулящее миллионные прибыли решение. Однако известно, что в Украину импортируют технологии десятилетней давности, а новые разработки, используемые за рубежом, никто не продаст, ведь они приносят очень большие деньги.
— Почему бы нам не работать по западной схеме: появилась на предприятии проблема, которую нужно решить, и ставят задачу перед специалистами?
— Вот именно, где эти проблемы? То, что нам, изобретателям, интересно, мы и сами будем делать. Но ведь мы можем решать практически любую задачу — только дайте нам проблему и соответствующее финансирование, а специалистов у нас достаточно.
Вот раньше на предприятиях были так называемые темники, или тематические планы, в которых сообщалось обо всех трудностях и потребностях завода. Это настольная книга для любого рационализатора и изобретателя, ведь он видел, какие идеи пользуются спросом. Не просто что-то сам себе придумал, а решил конкретную задачу. Скорее всего, сегодня должен быть создан сайт, на котором заказчик мог бы сообщать профессионалам о своих технических проблемах.
Кстати, в сфере изобретений любой может заняться предоставлением маркетинговых услуг. Например, вам известна проблема, есть заказчик разработки. Вы находите исполнителя, составляете договор и легально получаете минимум 5% от стоимости разработки за маркетинговые услуги.
— Можете «набросать» портрет современного украинского изобретателя?
— Как-то давно мы с коллегой пошли на встречу с депутатом и представились там изобретателями. «Как, они у нас еще не вымерли?!» — искренне удивился слуга народа. Сколько гнули их, но даже и в таких условиях украинские изобретатели продолжают работать.
По роду своей деятельности патентоведа я много перевидал коллег-изобретателей. Ведь для каждого из них его детище — самое лучшее, невзирая ни на что. И с вечными двигателями приходили, швыряли в меня очками, мол, не понимаешь ты ничего, да все что угодно было. Но вообще изобретатели — самобытный народ, и я, честно говоря, рад, что работаю в этой области, самому интересно… Тем более, что я — руководитель изобретательской лаборатории Малой академии наук школьников Крыма «Искатель», где мы вместе с юными талантами получили на свои разработки более 50 патентов Украины.
А если конкретно об украинских изобретателях, то примерно процентов тридцать из них — мечтатели, еще процентов 25 — непрофессионалы, которые придумали что-то, но в этой области больше ничего не знают, не интересовались и не копали глубоко. Ну а первый вопрос на приеме у патентоведа: не украдут ли?
— А это серьезная угроза?
— Как правило, изобретателя просто грабят. Конечно, не у патентоведа, а в основном на стадии внедрения. Таких случаев много. Например, наш замечательный изобретатель Александр Иванович Блискунов, разработавший в начале девяностых метод удлинения конечностей имплантируемыми дистракционными аппаратами. Крутились вокруг него израильтяне и американцы, все пытались нагло обмануть, хотя он к тому времени был доктором наук, заслуженным изобретателем СССР. Фотографировали, разбирали до винтиков его аппараты, но воспользоваться ими все равно не смогли. А у него, несмотря на несложную конструкцию, были свои ноу-хау, без него эту операцию никто нормально сделать не мог. Да еще и эти фирмачи отовсюду с обещаниями: вот завод создадим, клинику откроем… Ездил он так несколько лет… но, к сожалению, очень рано ушел из жизни. Это был технический и медицинский гений. А если бы на него обратило внимание государство, какие деньги можно было бы зарабатывать на медицинском туризме!
Держатель для стаканчика
Кстати, одна из свежих идей Савицкого предназначена для Евро-2012. Ведь во время проведения чемпионата будет использовано громадное количество одноразовых стаканчиков. Держать их неудобно, а если напиток горячий — больно. Да и от холодного напитка потребитель испытывает неприятные тактильные ощущения, а чуть прижмешь рукой пластиковый «бокал» — пиво уже выливается. Владимир Николаевич получил около 20 патентов на различные конструкции «Держателя одноразовых стаканчиков».
Решения достаточно простые: чтобы представить одно из них, достаточно срезать верхнюю половину обычного пластикового стаканчика, перевернуть ее и вставить в нее целый стаканчик.
Ждут патентования еще несколько великолепных технических и дизайнерских решений по данной теме. Держателем заинтересовались несколько заказчиков, ведь изобретение сулит большую выгоду: на нем можно поместить символику чемпионата и рекламу. По поводу финансирования проекта думали, что затраты будут мизерными. Но, как оказалось, для внедрения этой идеи и получения полноценного результата нужно вложить 300-350 тыс. грн сроком на 6-8 месяцев.