В США первые цифровые камеры появились в начале 90-х годов прошлого века, а уже в веке нынешнем, в конце 2000-х (благодаря усовершенствованию датчиков и процессоров), их можно было найти в любой украинской глубинке. Однако продукт с незатейливым названием Lytro Camera, похоже, ставит нас на порог новой революции: новинка может корректировать изображение не до, а после создания снимка.
Lytro Light-Field Camera даже по форме не похожа на цифровые фотоаппараты, внешняя компоновка которых в свою очередь мало чем отличается от аналоговых. Вместо объектива и окошка вспышки мы видим параллелепипед длиной около 11 см. Внутри — оптика с постоянной шириной диафрагмы f/2 и функцией 8-кратного оптического увеличения, 8 или 16 Гб флеш-памяти. Нет обилия кнопок настройки — две аппаратные клавиши отвечают за включение гаджета и спуск затвора, причем включить камеру и сделать готовый снимок можно менее чем за секунду. На противоположной от объектива грани — сенсорный дисплей для захвата картинки и просмотра готовых снимков, в процессе которого можно выбирать глубину фокусировки (одни участки становятся резкими, а другие размываются).
Фокус (в прямом и переносном смысле) в том, что устройство сохраняет не информацию о яркости и цвете определенной точки на плоской картинке (как это происходит в цифровых камерах), а характеристики проходящего через объектив луча света. Запись выполняется сенсором светового поля (Light Field Sensor) — обычной светочувствительной матрицей, но с решеткой из большого числа микролинз. Такую возможность применения «светового поля» (термин введен русским ученым Александром Гершуном в 1936 году) для фотокамер исследовал последние десять лет бывший студент Стэнфордского университета, основатель калифорнийской компании Lytro Рен Нг.
Интересно, что для оценки разрешения итоговых фотоснимков в Lytro Camera не используется понятие «мегапиксель» (один миллион точек, формирующих изображение). Как отметил в интервью Рен Нг, вместо этого исчерпавшего себя параметра емкость новых матриц лучше измерять в «мегалучах» (т. е. миллионах световых лучей или пакетов, воспринимаемых матрицей). Для примера: «восприимчивость» первой коммерческой Lytro Camera — 11 «мегалучей».
Камера Lytro запоминает гораздо больше информации о снимке, чем это делает обычный фотоаппарат, поэтому фокусировку можно «наводить» в процессе постобработки
Хранятся «световые» снимки в проприетарном формате Lytro LFP, поэтому для работы с ними понадобится специальное ПО (предоставляется бесплатно). Один LFP-файл «весит» около 23 Мб (на 8 Гб флеш-памяти помещается до 350 снимков), что сравнимо с объемом несжатого RAW-изображения, полученного современной «зеркалкой». После обработки на ПК «лишние» планы убираются и фото ужимается до 10-12 Мб.
По словам разработчиков, следующие несколько лет они будут совершенствовать «свето-полевые» камеры: увеличивать матрицы и улучшать процессинг для получения фото и даже видео в большем разрешении и усиления объемности изображений. За это время фотографы смогут поэкспериментировать с новой технологией фотосъемки, которая за следующие десять лет (именно столько потребовалось для замены аналоговых фотоаппаратов цифровыми), возможно, полностью вытеснит классическую «цифру».
Кстати, камера Lytro Light-Field получила первое место в категории «Гаджеты» ежегодного хит-парада новинок по версии журнала Popular Science. Предварительные заказы принимаются на I квартал 2012 года: $400 за 8-гигабайтную модель и $500 — за 16-гигабайтную. Учитывая расстояния и ряд барьеров в сознании отечественной бюрократии, данные цены актуальны только для США.