Главным «камбэком» уходящего года безоговорочно можно считать Сергея Мавроди со старым проектом в новой обертке — «МММ-2011: Мы Можем Многое!». Теперь площадкой для реализации его идей стал Интернет.
Термин «финансовая пирамида» неразрывно ассоциируется с мошенничеством и ставшим нарицательным АО «МММ» — именно последнему понятие обязано широким распространением и внимательным изучением отечественными экономистами, а также социологами и психологами.
Автору этого материала довелось ознакомиться с работами по экономике на тему финансовых пирамид. Их суть — в математической модели для определения «точки выхода» — момента времени, в котором организатор аккумулирует максимальную сумму денег, перестает выплачивать доходы и уезжает в теплые края.
Расчет базируется на определенных параметрах, таких как прирост привлеченных клиентов, количество участников, «вынимающих» деньги из системы, суммы взносов и выплат по доходам и многих других, как, например, оценка количества потенциальных вкладчиков в регионе. На практике подобный анализ может сделать только организатор, так как полная информация априори доступна только ему.
Другой стороне — потенциальному вкладчику — известны лишь косвенные признаки, согласно которым можно идентифицировать факт мошенничества. Обычно это масштабные PR — и рекламные кампании, обещающие высокие (значительно выше банковских) проценты или безрисковые доходы; анонимность организаторов и координаторов, в том числе отсутствие официальной регистрации.
Также должно настораживать обилие иностранных партнеров, а «легкий старт» (небольшой взнос, минимум формализации) позволяет злоумышленникам не только охватить широкие массы, но и в перспективе уменьшить количество судебных исков.
К вышеперечисленному можно добавить активное использование современных трендов. К примеру, если в 90-х МММ сделало ставку на «диковинную» тогда ТВ-рекламу («Я не халявщик — я партнер!»), то МММ-2011, о котором пойдет речь далее, пользуется преимуществами Интернета, электронных денег и онлайн-банкинга.
Нью-МММ — не Нью-Васюки
Новая возможность рискнуть честно заработанными сбережениями у жителей постсоветского пространства появилась 10 января 2011 года, когда Сергей Мавроди объявил о появлении «МММ-2011: Мы Можем Многое!».
Факт создания новой финансовой системы человеком, который недавно отбыл наказание за громкое экономическое преступление, не прошел мимо уполномоченных органов. В частности, Федеральная антимонопольная служба России поспешила признать МММ-2011 финансовой пирамидой, посчитав заявленный уровень доходности завышенным. Но неоднократные предупреждения Мавроди (в том числе в рамках агрессивной оффлайновой рекламной кампании), предостерегающего о возможной потере средств в любой момент, а также добровольные основы участия и отсутствие хищения (вклады участников остаются на их личных счетах) делают факт мошенничества этой структуры труднодоказуемым. Именно поэтому, например, Роспотребнадзор приравнивает МММ-2011 к азартным играм.
Антимонопольный комитет Украины и Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг начали проверку МММ-2011 только в конце сентября. Примерно в то же время ряд украинских банков, в частности ПриватБанк, заявили, что будут блокировать платежи по счетам и картам, открытым для проведения операций в системе МММ-2011, — достаточно сомнительная инициатива без решения суда. Это возмутило Сергея Мавроди и спровоцировало его видеообращение к Президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой разобраться в ситуации.
По слухам, именно ПриватБанк и его система интернет-банкинга «Приват24» должны были стать основными «инструментами» экспансии в Украине. В России для этих целей предполагалось использовать WebMoney, однако компания еще зимой предупредила о мониторинге операций с крупными суммами.
Стойкий душок мошенничества, окружающий МММ и Сергея Мавроди, по идее, должен был отпугнуть вкладчиков, но извечная жажда «шары» и не «наказанное» серьезными «кидками» новое поколение сделали свое дело. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в МММ-2011 готовы инвестировать от 3% до 17% россиян. По неофициальной информации (большая доля неформальных отношений затрудняет точный подсчет), только в Украине на осень 2011-го пользователей «финансовой сети» — более 500 тыс. человек, поэтому 10 млн участников (по данным Мавроди) выглядит завышенной, но не фантастической цифрой.
Как видим, подходы к «раскрутке» пирамиды изменились — Нью-МММ уже не обещает Нью-Васюки, но призывает рискнуть. Изменилась и форма взаимодействия: МММ-2011 не является юридическим лицом или общественной организацией — де-факто это некая финансовая социальная сеть. Но намного интереснее, какие трансформации претерпела парадигма «Социальной структурированной финансовой сети, или Глобальной кассы взаимопомощи», как характеризует ее основатель.
Внутренний механизм МММ-2011
Попасть в МММ-2011 можно, став членом первичной ячейки — «десятки». Для этого нужно напрямую обратиться к руководителю ячейки (десятнику) на основе личного знакомства или просто выбрав из списка на сайте проекта. Набрав необходимое количество единомышленников, можно создать свою «десятку» и присоединиться к существующей «сотне» («десятки», «сотни» и «тысячи» и т. д. — названия уровней структурной организации, а их реальная численность не обязательно соответствует наименованию). Десятнику сообщается форма и сумма взноса, который резервируется на банковском счете или электронном кошельке. Причем десятник имеет право проверять сохранность резерва и требовать перечисления денег для выплаты другому участнику. Деньги можно передать наличными — на этот случай десятник должен поддерживать счет в банке или платежной системе.
Взнос конвертируется в «условные единицы» МММ-2011 — «мавро»: мавродоллары, маврогривны, маврорубли и т. д. (до 29 октября «фантики» были привязаны только к доллару США и назывались МММ-доллары) по текущему курсу покупки (одинаковый для любой валюты). К примеру, на момент написания статьи $50 конвертировались в 6,81 мавродоллара (при курсе 7,34 за $1). Сумма взноса (на данный момент не лимитируется) участника записывается на его счет в виде «мавро», сообщается руководителям ячеек по иерархии и управляющим МММ-2011, ведущим централизованный учет количества «фантиков».
Существует несколько видов «мавро» в зависимости от месячного уровня доходности (с шагом 10%: от 20 до 60% — нормальные; от 45 до 75% — сверхдоходные) и связанных с ними условий «покупки» (простые; льготные — для пенсионеров, инвалидов или многодетных семей; с ограничением минимального срока вложения; лотерейные). К примеру, 20% — обычный вклад для нельготников, 30% — 3-месячный депозит для нельготников и обычный для льготников, 60% — годовой депозит, только для льготников.
Доход формируется за счет перманентного увеличения курса покупки/продажи «мавро». В отличие от реального финансового рынка со спросом/предложением и макроэкономической ситуацией, котировки назначаются лично Сергеем Мавроди два раза в неделю, по вторникам и четвергам. На официальном сайте есть таблица, в которой указаны прошлые и будущие котировки, вплоть до декабря 2012 года: ежемесячный прирост по всем видам — около 20-30%. Так, на начало декабря курс МММ-единиц увеличился на 521% для обычных участников и на 1296% для льготников. Отметим, что подобное «ручное управление» доходностью было характерно и для первого проекта МММ.
Для получения дохода «мавро» реализуются по курсу продажи — десятник обязан выплатить деньги из средств «десятки» по первому требованию участника. А в случае нехватки средств обратиться к сотнику, который перераспределяет средства других «десяток» своей «сотни» или обращается к «тысячнику».
Интересно, что коммуникация между пользователями МММ-2011 построена исключительно на личной переписке по е-мейлу (сам Мавроди предлагает использовать иностранные почтовые сервисы) или Skype, причем рядовому вкладчику не обязательно раскрывать свои данные. Исключение составляют руководители ячеек, минимальный уровень персонализации которым нужен для формирования позитивного имиджа и привлечения новых пользователей (за это они получают бонусы — 20% от первого взноса клиента и 10% — от последующих). На простеньком веб-сайте проекта для вкладчиков предусмотрен только личный кабинет, где фиксируются суммы взносов. Зато благодаря активистам МММ-2011 уже оброс веб-сервисами ведения статистики, онлайн-калькуляторами, шаблонами и макросами Excel-таблиц для сведения баланса, не говоря уже о пользовательских форумах и сайтах отзывов.
«Во что это выльется?»
В одном из своих обращений Сергей Мавроди сетовал на СМИ, слишком жестко критикующие МММ-2011. Действительно, однозначно рассматривать финансовую пирамиду как абсолютное зло не совсем корректно. Обычно вложив средства на ранних стадиях и успев получить доход до наступления «точки выхода», можно неплохо заработать. Но с появлением азарта — инвестировать больше или подождать дольше — увеличивается и риск.
Есть также основания полагать, что МММ-2011 просуществует дольше своей предшественницы. Курс покупки внутренней валюты постоянно увеличивается, поэтому новым участникам придется вкладывать больше денег, чтобы рассчитывать на ощутимый доход, поскольку проценты начисляются не на реальные, а на виртуальные деньги. К примеру, еще в августе эквивалентом $50 были 15 «мавро» с 20% дохода в размере 3 «мавро» ($9,81) против соответственно 7 и 1,4 ($9,56) «мавро» при декабрьских котировках.
Если приток средств будет увеличиваться пропорционально оттоку, то это позволит организаторам компенсировать выплаты процентов увеличением не количества поступлений (как это было в МММ №1), а их качества — средней суммы одного вклада.
Зато в МММ-2011 значительно сильнее выражен «человеческий фактор». И хотя сам Мавроди играет роль «сенсея», во всяком случае, явным образом не получая в собственность никаких активов, вместо него выбран управляющий, а реальные деньги фактически находятся в руках группы руководителей ячеек. Эти средства разрешено использовать для оплаты промо-акций ячейки (причем количество «мавро» на счетах участников ячейки не меняется), но с тем же успехом они могут «ходить» мимо кассы.
При этом максимальное наказание за несанкционированное использование — исключение из системы. А жадность, как известно, губила и более устойчивые во всех смыслах проекты.