За полгода до конгресса три работы луганских ученых вызвали такой интерес, что были приняты к публикации в научном издании Массачусетсского технологического университета. Докторам медицины Леониду Пинскому и Марине Тананко прислали официальное приглашение для участия в конгрессе, и в ноябре в Бостоне собралась почти тысяча ученых из разных стран мира.
— Мы представили материалы по клинической иммунологии, в том числе совместные исследования с Донецким медицинским университетом и Харьковским НИИ психиатрии и неврологии, — говорит заведующий кафедрой внутренней медицины с эндокринологией Луганского государственного медицинского университета, профессор, доктор наук, главный иммунолог области Леонид Пинский. — В Бостоне выяснилось, что направления, которыми занимаемся мы, очень востребованы в мире.
Наша основная идея заключалась в том, что иммунная реабилитация, иммунокоррекция опиоидных наркоманов должна проводиться в межрецидивном периоде, чтобы предотвратить рецидив опиоидной зависимости. То есть нужно лечить сопутствующую патологию — хронический гепатит С, заболевания щитовидной железы у этих пациентов. Это многолетний труд, выполненный совместно с главным наркологом нашей области доцентом Н. Овчаренко, и новый взгляд на проблему. Кстати, до этой поездки я с этой же информацией выступал в Бресте на крупном международном конгрессе, где были представители шести стран — России, Узбекистана, Украины, Беларуси, Польши и Молдавии. Там также очень заинтересовались нашими исследованиями.
Сейчас по указанию начальника Луганского областного управления здравоохранения и первого заместителя главы облгосадминистрации ученые подготовили проект для возможного финансирования исследований со стороны штата Мэриленд (США).
Еще одно направление, которое луганчане представили в Бостоне, — разработка аллерготестов и тест-систем для определения уровня интерлейкинов сыворотки крови пациентов. Это совместное исследование с профессором, заведующим кафедрой клинической иммунологии, аллергологии и эндокринологии Донецкого государственного медицинского университета Александром Прилуцким.
По словам Леонида Пинского, именно сотрудничество с профессором Прилуцким, который впервые в Украине разработал и сертифицировал подобные тест-системы, дорогого стоит. Украинским медикам теперь не нужно за огромные деньги закупать за рубежом эти наборы для диагностики. Удалось создать аллерготесты, специфические для нашего региона. Например, на простоквашу, белую и черную черешню, яблоки сортов «симиренко», «антоновка», «джонатан», рыбу пеленгас и толстолобик. Это важно, так как иностранные тест-системы предназначены для «чужих» пищевых продуктов и их составляющих.
Солнечный луч как провокатор приступа
Поездка запомнилась не только луганским докторам, но и всем пассажирам авиарейса Киев-Нью-Йорк.
…Шел третий час перелета, когда у пассажира рейса VV-131 случился эпилептический приступ. Американец был огромен — около 180 кг, он и до этого едва помещался в своем кресле. И когда доктор Леонид Пинский, сам человек не слабый, бросился на помощь, ему едва хватило сил, чтобы зафиксировать больного. Салон эконом-класса борта киевского «Аэросвита» (а это около 200 пассажиров) замер.
— Самая большая сложность состояла в том, что мы оказывали помощь человеку прямо в кресле — его невозможно было вытащить, — говорит Леонид Леонидович. — Очень профессионально нам помогала бригада стюардов — они оказались готовы и психологически, и технически к нештатной ситуации. Мы ввели пациенту медикаментозные препараты, которые были на борту, затемнили иллюминатор. Конечно, перелет нелегкий — почти 11 часов. И, по-видимому, раздражающим фактором стал яркий солнечный свет. Потом, когда человек пришел в себя, признался, что не мог оторвать глаз от солнца. Это был первый в его жизни эпилептический припадок.
А пока Леонид Пинский и Марина Тананко оказывали помощь, командир корабля через старшего стюарда постоянно спрашивал, не надо ли выполнить экстренную посадку.
— Мы не могли ответить на этот вопрос однозначно в течение 15-20 минут, пока ситуация не стабилизировалась. А чуть позже сказали, что можно продолжать перелет, — вспоминает Леонид Пинский. — Потом нужно было успокоить пассажиров — последствия шока сказались и на других.
Профессора искренне удивляет интерес к тому, что случилось 1 ноября на борту самолета. Он считает, что просто делал свою работу, как в молодости в реанимационном отделении больницы. Работу, к которой готов всегда.
«Гостинцы» из-за океана
В США Леонид Пинский летел впервые, хотя его имя известно далеко за пределами Украины. Ему было интересно пообщаться с заокеанскими коллегами, тем более что удалось не только поучаствовать в конгрессе, но и изучить опыт иммунологических лабораторий Массачусетсского и Гарвардского университетов, познакомиться с докторами, установить интересные контакты.
Переводчик доктору Пинскому ни на борту самолета, следовавшего в Нью-Йорк, ни на конгрессе в Бостоне не понадобился. Ведь в Луганском государственном медицинском университете обучение иностранных студентов уже десять лет ведется на английском языке. Сам Пинский много лет руководит студенческим научным обществом вуза. Благодаря этому сложилась устойчивая традиция: уже 8 лет всеукраинские научные конференции по клинической фундаментальной медицине проводятся именно в луганском вузе и на английском языке.
— Что нового мы привезли из США? — переспрашивает Леонид Леонидович. — Новые исследования иммунологических изменений у больных с поражением щитовидной железы, новые методы лечения осложнений сахарного диабета с использованием иммунокоррегирующих препаратов и новые технологии селективного плазмафереза.
Все эти методы применимы и у нас. Главное — рассказать докторам, как их использовать. Возможности сейчас — колоссальные: много и лекарственных препаратов, и диагностических технологий. Необходимо информирование. Тем более учитывая, что сегодня в мире применяется иммуноферментный метод, а не радиоиммунологический, которому уже 15-20 лет, он стоил больших денег и наносил вред здоровью врачей и лаборантов. Иммуноферментные технологии дешевы, точны, высокоспецифичны и доступны.
А в целом луганский профессор уверен: нет периферийной науки. Можно и в наших условиях создавать новые технологии лечения.
Лишь одно несколько грустное наблюдение он привез из Бостона:
— Когда общаешься с американцами, достаточно сказать, что ты — врач. И сразу у людей кардинально меняется взгляд — смотрят уважительно и признательно. Такое же отношение и в Германии, Польше, Чехии. Но не в Украине. Наверное, нам пора подумать над тем, чтобы подобная ментальная уважительность формировалась и в нашем обществе.