В этом году львовская власть обещает начать возведение главного инфраструктурного объекта футбольного чемпионата — стадиона.
Львовский городской совет представил в профильные министерства генеральный план развития инфраструктуры, предполагающий сооружение 12 фан-зон вблизи объездной дороги, которые будут включать олимпийский городок с отелями, коттеджами, паркингами.
Генплан прежде всего предусматривает развитие города. Будет возведен стадион, тренировочные базы, реконструирован аэропорт, отели, общежития, дороги и электротранспорт, сооружены новые медицинские лечебные учреждения.
Где найти 85 миллионов евро?
Директор департамента Евро-2012 Львовского городского совета Олег Засадный отметил, что сооружение стадиона ориентировочно продлится 1 год 8 месяцев со времени получения разрешения на строительство. Спортивная арена должна вмещать 35-40 тысяч зрителей.
Проблемным остается поиск инвестора. Дело в том, что австрийская компания Alpine BAU Gmb, победившая в тендере, является подрядной организацией, а не инвестором, как того ожидала власть города. В свое время инвестировать в развитие инфраструктуры, и в частности в стадион, обещал почетный президент ФК «Карпаты» Петр Дыминский при условии, что ему отдадут неликвидные объекты коммунального имущества. Однако городской совет решил, что стадион в основном построят за бюджетные средства — в этом году предусмотрено выделить 80 млн грн. Среди других источников финансирования — несколько фирм-инвесторов, ожидающих от городских чиновников окончательного согласования. Ориентировочная стоимость строительства стадиона — 85 млн евро.
Для сравнения: лучше всего в Украине ситуация со строительством стадиона в Днепропетровске. Вскоре туда приедет президент УЕФА Мишель Платини и лично проверит состояние дел на строительстве.
Львов — гостиничный лидер
Министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун на заседании организационного комитета по подготовке и проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу сообщил: во Львове наименьший дефицит гостиничной инфраструктуры для Евро-2012 среди всех городов Украины, как главных, так и запасных. По предварительным оценкам специалистов, общий дефицит номеров львовских отелей составляет 46,5%. К 2012 году во Львове запланировано построить пять четырехзвездочных, два трехзвездочных отеля, а также капитально реконструировать уже существующие.
Кстати, гостиничный дефицит в Киеве — 67,65% номеров, в Одессе — 55%. Еще хуже ситуация с отелями в Днепропетровске и Харькове — 82 и 91% соответственно.
Аэропорт станет международным
Не менее важным инфраструктурным объектом Евро-2012 является аэропорт. Он должен отвечать международным стандартам. Реконструкция аэропорта задекларирована в специальной концепции развития, принятой на сессии городского совета. Достройка промежуточного терминала обойдется городу в 10 млн евро.
Над проектом реконструкции львовского аэродрома работали украинские и российские специалисты. В двух проектах согласовано местоположение терминалов. В частности, по московскому проекту взлетно-посадочную полосу увеличат на один километр вплоть до улицы Кульпарковской, разместив ее часть под землей. Но для возведения полосы предлагают снести несколько многоэтажек на улице Научной.
Евроколея в Европу
Комфортное прибытие болельщиков и гостей на Евро-2012 будет обеспечено благодаря прокладке евроколеи. Железнодорожники неохотно поддерживают эту идею, ведь
пути европейского образца, по их мнению, невыгодны для обычных пассажиров из-за высокой стоимости билетов. Железнодорожное полотно планируют прокладывать из Перемышля до Львова, дальше — до Черновцов и румынской транспортной сети. Идея предусматривает также сооружение нового международного вокзала и закупку скоростных поездов. Евроколея опустошит государственную казну на 6 миллиардов гривень.
По словам Олега Засадного, международный железнодорожный вокзал, являющийся важной составляющей евроколеи, целесообразно строить или неподалеку от аэропорта, или в районе улицы Привокзальной. Реконструкцию теперешнего вокзала до европейских стандартов чиновники не поддерживают, поскольку его размеры не соответствуют мировым нормам. Кроме того, неподалеку от евровокзала власть обещает обустроить соответствующую инфраструктуру: подземные торговые комплексы, паркинги, транспортное сообщение с аэропортом.
К 2012 году во Львове появится более четырех десятков подземных и наземных паркингов, причем места для парковок планируется расположить среди памятников архитектуры в центральной части города: на площади Вечевой (рынок «Вернисаж»), на улицах Университетской (памятник Франко), на Тихой (неподалеку от дворца Потоцких), а еще — на площади Соборной и напротив парка культуры имени Хмельницкого.
А что у соседей?
Подготовка инфраструктуры к Евро-2012 в Польше, которая вместе с Украиной будет принимать футбольный чемпионат, сосредоточится на двух направлениях — стадионах и дорогах. Четыре стадиона обойдутся Польше по меньшей мере в 3 млрд злотых. Самый дорогой из них — Варшавский национальный спортивный центр, который возведут на месте стадиона «Десятилетие». Фирма Architekci-GMP-SBP разработала проект, согласно которому стадион будет состоять из восьми этажей и двух ярусов трибун, под которыми расположатся рестораны, выставочные и конференц-залы, магазины, фитнес-клуб, центр реабилитации, музей спорта и триста туалетов. Покрытие футбольного поля разместят на железобетонной плите, под которой расположится двухэтажный подземный паркинг на 1700 автомобилей. Трибуны стадиона рассчитаны на 55 тысяч зрителей. Стальная крыша, которая автоматически будет сворачиваться и разворачиваться, при необходимости накроет не только трибуны, но и футбольное поле.
В Познани планируют реконструировать стадион на 50 тысяч зрителей. Проектную стоимость трансформации объекта специалисты оценивают в 105 млн евро. Неподалеку от стадиона возведут паркинги и торговые центры.
В Гданьске запланировано строительство стадиона на 44 тысячи мест стоимостью 670 млн злотых. По цвету и форме он будет напоминать янтарную глыбу. Консорциум из нескольких фирм подготовит проектную документацию. Из бюджета города на это выделено 33 млн злотых. Сооружение стадиона запланировано завершить к концу 2010 года. Городская власть хочет, чтобы 45-50% средств, необходимых на его строительство, выделили инвесторы. Планируется также возведение нового стадиона во Вроцлаве на 44 тысячи болельщиков.
Наибольшая проблема у поляков со Шлёнским стадионом в г. Хожув, на подготовку которого необходимо почти 250 млн злотых. Реконструкция футбольной арены на 47 тысяч зрителей продолжается уже четырнадцать лет и обошлась полякам в 172 млн злотых. Дело в том, что при разработке проекта его реконструкции не предусмотрели технику безопасности.
К Евро-2012 в Польше реконструируют аэропорты. В частности, во Вроцлаве запланировано строительство терминалов аэропорта площадью 40 тыс. м2 и масштабная реконструкция аэропорта «Страховице» — на это из государственного бюджета выделено 175 млн евро.
В Польше, как и во Львове, позаботятся о безопасном прибытии туристов на футбольный чемпионат, модернизировав железную дорогу. В Варшаве до конца 2009 года электричка соединит аэропорт и центр города. До 2012-го в Польше необходимо отремонтировать 650 км колеи между городами, где будут проходить футбольные матчи, модернизировать путь до одного из пропускных пунктов на границе. Польская власть планирует удлинить линию Варшава-Радом-Кельце на юг до перехода на границе Польши и Словакии. Проект, запланированный странами — участницами ЕС, соединит два железнодорожных коридора с запада на восток: Гнезно-Львов и Познань-Тирасполь.