Поможет ли внедрение новых жестких критериев безопасности дорожного движения сохранить жизни тысячам украинцев?
Новый Закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення регулювання відносин у сфері забезпечення безпеки дорожнього руху» (№ 586-VI) , вступивший в силу 17 ноября, бьет рекорды популярности: за ноябрь посетители сайта Верховной Рады читали его 24935 раз! Штрафы за нарушения Правил дорожного движения сегодня обсуждают даже те, у кого нет автомобиля, что, в принципе, неудивительно, ведь нерадивым пешеходам в законе тоже уделено немало внимания, а с 17 по 21 ноября работники Госавтоинспекции оштрафовали водителей-нарушителей на общую сумму 10368,68 тыс. грн.
Концепция Государственной целевой программы повышения уровня безопасности дорожного движения на 2009—2012 годы, утвержденная Кабинетом Министров Украины 30 октября 2008 года, увидела свет в аккурат перед вступлением в силу закона, может быть, потому она и не имела такого же оглушительного успеха. Между тем документы эти взаимосвязаны.
О чем молчит статистика
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибает 1,2 млн человек. ДТП наносят миру ущерб в размере $518 млрд.
Наиболее часто смерти в результате ДТП фиксируются в государствах Африки (20 и более смертей на 100 тыс. населения), в странах Ближнего Востока (15—20 смертей). Большинство государств Европы, Северной и Южной Америки, а также страны бывшего СССР попали в третью группу (от 10 до 15 смертей на 100 тыс.). Наиболее безопасны дороги в Австралии, Индии, Пакистане и государствах Индокитая.
В Европе ДТП уносят жизни около 350 человек в день, или свыше 127 тыс. человек в год, что сопоставимо с гибелью среднего по размерам европейского города.
Какое место в этом печальном списке занимает Украина? За последние пять лет проблема безопасности дорожного движения в Украине очень обострилась, зарегистрировано 247,7 тыс. дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в которых погибли 38478 и травмированы 295953 человека. В 2007 году зарегистрировано 62,9 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 9481 и получили травмы 77893 человека.
Цифра-минус
Уровень аварийности и число пострадавших в Украине превышают соответствующие показатели западноевропейских стран в 3—5 раз: в Украине 164 человека на миллион становятся жертвами ДТП.
Причин столь печальной статистики немало. Это и несовершенство законодательства, в том числе административного, в сфере безопасности дорожного движения; и отсутствие координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти; и низкий уровень дорожной дисциплины участников дорожного движения. Следует отметить неэффективность инженерных мероприятий, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах, а также отсутствие финансирования. Система обучения правилам дорожного движения граждан и подготовки водителей оставляет желать лучшего. Проведение контроля за техническим состоянием транспортных средств и их конструкции не соответствуют требованиям международных договоров Украины, европейских норм и стандартов в сфере безопасности дорожного движения. Наконец, ситуацию на дорогах очень усложняет несовершенство системы оповещения о дорожно-транспортных происшествиях и оказания помощи потерпевшим. Кроме этого, количество автомобилей на дорогах постоянно растет, и пропускные возможности улично-дорожной сети практически исчерпаны.
И ведь нельзя сказать, что с бедой никто не боролся. В 2003 году распоряжением Кабинета Министров Украины была одобрена Государственная программа обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах, улицах городов, других населенных пунктов и железнодорожных переездах на 2003—2007 годы. Судя по данным статистики, реализовать ее не удалось. Причины понятны. Усилия, направленные центральными органами исполнительной власти на решение проблем этой сферы, имели несогласованный характер, да и отсутствие надлежащего финансирования дало о себе знать, что и свело эффективность действий к минимуму.
Разумеется, Государственная автоинспекция не спала на своих постах, да и городские власти, видя несовершенство системы борьбы с ДТП, предлагали свои варианты решения проблемы. Например, в прошлом году управление ГАИ Ивано-Франковской области приняло решение установить вдоль автодорог на металлических столбах разбитые в результате аварий автомобили. Причем внимание уделялось десяти наиболее опасным участкам трасс. Рядом с искореженными машинами находились таблички с информацией о числе погибших в этом автомобиле и статистика ДТП… Как это подействовало на водителей, статистика молчит, но идея в целом неплохая. Наверняка были и другие нетривиальные решения, менее известные широкой общественности.
По дороге к программе
Неудовлетворительная ситуация на дорогах страны — это целый комплекс проблем, а значит, для ее исправления следует применять комплексный подход — путем объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления и всего общества. Этому принципу и следует Концепция государственной целевой программы повышения уровня безопасности дорожного движения на 2009—2012 годы. Через три месяца МВД и Минтранссвязи представят широкой общественности свой проект новой программы, однако многое о ней можно сказать уже после ознакомления с концепцией.
Основная цель программы — снижение уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, создание безопасных и комфортных условий для движения транспортных средств на улично-дорожной сети, а также усовершенствование системы государственного управления безопасностью дорожного движения.
Определен в концепции и оптимальный вариант решения проблемы. Как обычно, выбрать его предстояло из трех наиболее возможных и реальных.
А). В случае отсутствия финансирования мероприятий, направленных на снижение уровня аварийности, предусматривается ежегодный рост аварийности и количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 8—10%. В). В случае пятидесятипроцентного финансирования таких мероприятий предусматривается уменьшение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10—15%. С). В случае обеспечения 100-процентного финансирования мер предусматривается уменьшение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 25—30% и достижение в течение 10—15 лет уровня развитых европейских стран.
По негласной традиции и учитывая соотношение задачи и ее финансовое обеспечение, оптимальным был назван третий вариант. В концепции намечены и возможные пути решения дорожно-транспортных проблем.
1. Усовершенствование законодательства в сфере безопасности дорожного движения. (Об эффективности этого метода свидетельствует и популярность закона № 586-VI, и тот факт, что он уже возымел определенное действие.)
2. Упорядочение системы подготовки участников дорожного движения всех категорий. (На этот пункт, прежде всего, следует обратить внимание на курсах водителей и в автошколах.)
3. Повышение эффективности профилактической работы, направленной на предотвращение дорожно-транспортного травматизма и уровня правосознания участников дорожного движения. (Вообще-то, такая работа проводится, но ее эффективность и результативность, видимо, можно и повысить.)
4. Улучшение эксплуатационных показателей автомобильных дорог и улиц. (Без комментариев…)
5. Усовершенствование системы организации движения транспортных средств и пешеходов в городах, повышение уровня безопасности пассажирских и грузовых перевозок. (Первые результаты жители городов скоро должны почувствовать, стоя в очереди на маршрутку.)
6. Приведение системы осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств и их конструкцией в соответствие с требованиями международных договоров Украины и европейскими нормами и стандартами в сфере безопасности дорожного движения. (То есть договоры есть, а вот соответствия еще нужно добиваться!)
7. Создание эффективной системы оповещения о дорожно-транспортных происшествиях и оказания медицинской помощи потерпевшим. (На взгляд обывателя, этот пункт, пожалуй, следовало бы сделать первым…)
Финансироваться программа, скорее всего, будет за счет средств государственного и местных бюджетов. Что же касается улучшения эксплуатационных показателей автомобильных дорог и улиц, то есть их строительства, реконструкции, ремонта и содержания, то эти работы будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития автомобильных дорог общего пользования на 2007- 2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины еще 3 августа 2005 года, а также Государственной целевой программой подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу, утвержденной постановлением Кабмина 22 февраля 2008 года. Таким образом предполагается решить сразу две проблемы — и дорог, и происшествий на них.
В концепции прогнозируется, что за четыре года, отведенных на выполнение программы под контролем МВД и Минтранссвязи, приостановится рост аварийности с последующим ее снижением: изменится в лучшую сторону состояние безопасности дорожного движения, намного меньше людей будут становиться жертвами ДТП, улучшатся условия движения на улицах и дорогах, станет более эффективной система подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей, повысится уровень предоставления медпомощи пострадавшим и т. д.
Действительно, эффективность и действенность будущей программы пока что можно только прогнозировать. Но, судя по опыту Ивано-Франковска и популярности в народе Закона «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення регулювання відносин у сфері забезпечення безпеки дорожнього руху», на активных участников дорожного движения лучше всего действуют радикальные меры: в обоих случаях, пусть разными способами, но воззвали к самому сильному из человеческих чувств — страху.
Галопом в Европу… Не превышая скорости
Даже судя по концепции, в ближайшие четыре года нас ждет масштабная работа по радикальному преображению дорог и движения по ним, а упомянутый закон — только первый шаг к осуществлению намеченной программы. Это на первый взгляд кажется, что изменились, увеличившись во много раз, суммы штрафов. На самом же деле, согласно закону № 586-VI, претерпели изменения более 100 статей из предыдущих законодательных актов, появились новые, посвященные такому нововведению, как общественные работы, названы нарушения, которые раньше таковыми не считались. Например, за разговор за рулем по мобильному телефону (без устройства «свободные руки») могут оштрафовать на 525—850 грн. Кстати, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, а также за передачу управления ТС лицу, которое находится в таком состоянии, отказ от прохождения проверки на состояние опьянения или относительно употребления препаратов придется поработать на общество 40—50 часов. Или же заплатить штраф в размере 2550—3400 грн. Еще одна новинка — нахождение под влиянием препаратов, снижающих внимание, — вызвала немало разговоров: хорошим здоровьем могут похвастаться далеко не все, а препаратов, имеющих такой побочный эффект, много…
Самая крупная сумма штрафа за нарушение ПДД теперь равна 8500 грн, что, вероятно, и породило мнение о штрафах европейского уровня. На самом деле следует сравнить наши штрафы и, скажем, российские или немецкие и только тогда делать выводы.
В Германии, например, за превышение скорости (в зависимости от того, насколько и где она была превышена) вам придется расстаться с суммой от 15 до 425 евро. В Украине эта цифра равна 510—680 грн, в России — от 2 до 2,5 тыс. руб. За непристегнутый ремень безопасности немец заплатит 30 евро, украинец — 170—255 грн, русский – 500 руб. и т. д. Можно, конечно, посчитать, но соблюдать ПДД, наверное, будет проще и мудрее. Кстати, в России суммы штрафов меняются довольно часто. Вышеупомянутые данные — это последние изменения, датируемые январем 2008 года, и до этого они менялись не раз. Что касается жесткости нового закона и большого количества запретов, стоит отметить, что в Германии штрафы выше и разнообразнее. Суров тамошний закон и к любителям побаловаться наркотическими препаратами. Употребление сильнодействующих наркотических средств (даже для неучастников дорожного движения) обязательно приводит к изъятию водительских прав. Повышенные показатели замеров на наличие продуктов распада канабиса (THC-COOH) также могут стать основанием для изъятия прав, так как эти показатели свидетельствуют о регулярном употреблении наркотика. В случае обнаружения наркотических средств в крови управляющего ТС возможна медико-психологическая проверка. И это отмечено отдельно (значит, есть у них такая проблема…). А вот у нас такие тонкости не оговариваются.
Наш новый закон распространяется даже на тех, кто ходит пешком. Например, за переход дороги на красный сигнал светофора, в неустановленных местах или непосредственно перед ТС, невыполнение других правил дорожного движения полагается штраф в размере 51—85 грн, за то же самое в нетрезвом состоянии — 136—170 грн, а если поведение пешехода стало причиной аварии — 170—255 грн. В Германии, кстати, нерадивого пешехода могут оштрафовать на 30—35 евро.
Комментарий специалиста
Закон в действии
Хотя закон № 586-VI вступил в силу совсем недавно, жизнь городов, улиц и дорог уже успела немного измениться. Своими впечатлениями делится исполняющий обязанности начальника Луганского областного управления ГАИ Валерий Куцурубов.
— Что изменилось на дорогах с 17 ноября?
— Результаты вступления в силу измененного законодательства налицо. В Луганске уже наводится порядок. Раньше мы наблюдали хаотические остановки автомобилей, то сейчас чувствуется организованность. Аварийность на дорогах снизилась в 2—2,5 раза. Если раньше мы оформляли за сутки 20 ДТП, сейчас — не больше десяти. Людей вовсе не припугнули штрафами, а просто начали приучать к порядку. Выявляемых правонарушений стало намного меньше, а мы продолжаем работать во всех направлениях.
— Инспекторы ГАИ сразу штрафуют нарушителей или сначала предупреждают об изменениях в законе?
— Все предупреждения закончились — закон вступил в силу.
— В штрафах присутствуют своего рода «ножницы». За одно и то же действие, например, отсутствие при себе водительских прав, техпаспорта, полиса ОСГО, можно быть оштрафованным и на 510, и на 850 грн. От чего это зависит?
– От самого нарушителя зависит. Когда инспектор выносит постановление, он выясняет, например, социальное положение человека, делает запрос, были ли у него раньше нарушения…
— А недовольства новым законом люди не высказывают?
—– Всем не угодишь. Раньше люди злились, что закон слишком мягкий, что беспорядок на дорогах. Порядок стали наводить — опять не так…Обычно недовольство высказывают потенциальные нарушители.
— Куда идут полученные в результате штрафов деньги?
— В бюджет, местный и государственный — 50 на 50. Есть счета, которые нам выдало казначейство, а значит, ни в чьи карманы деньги не уйдут. Этот вопрос решен на уровне государства.
— А как обстоят дела со взятками?
— Есть соответствующие документы, контролирующие этот вопрос. Есть закон, есть уголовный кодекс, статья 97 УПК, этим органы прокуратуры занимаются. Это и мы жестко контролируем. Выявим — избавимся… Новый закон направлен на наведение порядка, и его боятся. Тем более что сейчас все фиксируется на фото — и видеокамеры, составляется протокол — есть полная доказательная база всех действий нарушителя. Потому и со взятками пока проблем не возникало.
— Что подразумевается под препаратами, снижающими внимание?
— Для того чтобы осудить человека по ст.130, необходимо медицинское освидетельствование. Тут решает доктор-эксперт, делающий заключение. Препараты на основе спирта, например, снижают реакцию, повышают утомляемость, но это вопрос к медикам. Мы занимаемся своим делом, они своим. И это лучший вариант.
— Насколько удачен новый закон, на ваш взгляд?
— Этот закон, во-первых, отчасти разгрузил наши суды, и Фемида вздохнула с облегчением. Сейчас мы контролируем даже взыскаемость по всем постановлениям. Так вот, люди действительно оплачивают штрафы, раскаиваются в своих деяниях. Ну, это понятно: один раз заплатил человек 300 грн, и больше неповадно будет ПДД нарушать…
— Закон и концепция программы действительно помогут исправить ситуацию на дорогах Украины?
— Между ними прямая связь, они друг друга удачно дополняют. В концепции и программе заинтересованы местные власти. Если будет нормальное финансирование, то ситуация на дорогах станет улучшаться с каждым днем.
P. S. Цифра-плюс
25 ноября 2008 года в стране зафиксировано 86 ДТП, в которых погибли 13 человек, травмировано 104. Почти год назад, 17 ноября 2007 года, цифры были несколько иными: в тот день произошло 975 дорожно-транспортных происшествий, в которых 32 человека погибли, 202 пострадали…
На суше, в воздухе и в воде
Этой информацией под знаком плюс можно было бы и закончить статью. Однако ситуация с авариями транспортных средств требует немедленного вмешательства не только на сухопутных трассах, но и на водных, и на воздушных. Сообщения о катастрофах вертолетов или плавсредств, в которых практически нет шансов выжить, будоражат общество с незавидным постоянством. Особую горечь им придает то, что в таких рейсах, совершаемых преимущественно по служебной надобности, гибнут высококвалифицированные специалисты.
Так, 28 апреля страну всколыхнуло известие об аварии вертолета Ми-8, рухнувшего на буровую плавучую платформу «Таврида». Крушение оборвало жизни 20 человек — трех членов экипажа вертолета и 17 нефтяников. Владелец платформы — госпредприятие «Черноморнефтегаз». То самое, которому принадлежал и затонувший месяцем ранее в Гонконгском проливе буксир «Нефтегаз-67». Тогда из 25 членов экипажа спаслись только 7 человек.
Вряд ли кто-то усмотрит мистику и в том, что аналогичная авиаморская катастрофа произошла 27 марта в плавнях Днестра, когда разбился Ми-8 с пограничниками. Вертолет перевозил грузы из Вилково на погранзаставу острова Змеиный. На борту было 14 человек, выжил только один — 22-летний лейтенант Госпогранслужбы Евгений Челарский.
Подробности
10 миллионов за пять дней
С 17 по 21 ноября работники Госавтоинспекции оштрафовали водителей-нарушителей на общую сумму 10368,68 тыс. грн.
Как сообщили в Департаменте связей с общественностью МВД Украины, за этот период на автодорогах выявлено 55495 правонарушений, из которых 36363 являются грубыми.
Выявлено 2553 нарушителя, управлявших автомобилем в нетрезвом состоянии, из них 101 был за рулем престижных автомашин. Среди других грубых нарушений правил дорожного движения за пять суток работники ГАИ зафиксировали 2608 случаев нарушений правил обгона, из них 363 — водителями транспортных средств престижных марок; нарушений проезда перекрестков — 2200 (престижными марками — 233); нарушений скоростного режима — 10674 (1792); нарушений проезда на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика — 1786 (241); нарушений правил остановки, стоянки — 15808 (1541); нарушений, связанных с проездом по тротуарам или пешеходным дорожкам, — 734 (престижных марок — 90).
Среди задокументированных работниками ГАИ за пять дней нарушений Правил дорожного движения 8039 выявлены с помощью приборов фото — и видеофиксации.