Десять лет назад, 20 ноября 1998 года, с запуска российского модуля «Заря» началась реализация самого амбициозного космического проекта ХХ и XXI веков — создание Международной космической станции (МКС).

Построенный в России Центром Хруничева по контракту с компанией «Боинг» на американские деньги (поэтому его часто называют российско-американским), модуль стал первым элементом крупнейшего на сегодняшний день сооружения в космосе. «Зарю» на орбиту вывела ракета-носитель «Протон», стартовавшая с Байконура.

Сегодня

Восемнадцатый экипаж МКС — Майкл Финк, Юрий Лончаков и Грегори Шемитофф, а также их коллеги — астронавты шаттла «Индевор» — не отмечали на орбите 10-летие станции. У них было слишком много работы. В этот день астронавты шаттла осуществили очередной выход в космос, а основной экипаж провел регламентное обслуживание жидкостного блока системы регенерации кислорода «Электрон», телефонные переговоры по инвентаризации, четко выполняя жесткую программу.

В настоящее время в реализации проекта принимают участие 16 стран. Помимо традиционных «космических» России, США и стран Евросоюза—Япония, Канада и Бразилия. В ближайшее время к ним могут присоединиться Украина и Китай. Для завершения сборки всей МКС предстоит выполнить 43 запуска (без учета эксплуатационных полетов). После окончания строительства это будет огромное сооружение массой 470 т, длиной 109 м и шириной 88,4 м. Общие затраты предположительно составят $40 млрд.

Истоки

«Старт» станции был дан в 1984 году, когда президент США Р. Рейган объявил о начале работ по созданию национальной орбитальной станции. С этого времени проводилась разработка проекта крупногабаритной пилотируемой станции, собираемой на околоземной орбите кораблями многоразового использования «Space Shuttle». В 1988-м станция получила название «Freedom» (свобода). Исследования велись в течение 10 лет, на них было истрачено около $20 млрд. Однако многочисленные переделки и пересмотр проекта показали, что создать столь сложный и дорогостоящий орбитальный комплекс можно только при международной кооперации.

Тем временем в СССР работали над проектом станции пятого поколения «Мир-2». Так как сроки эксплуатации орбитального комплекса «Мир» были ограничены (считалось, что комплекс будет работать в течение трех лет — 1986 -1989), то предполагалось, что к сборке станции «Мир-2» приступят в начале 1990-х годов. Поэтому Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ) начал разработку первого орбитального модуля. Однако экономическая ситуация замедлила темпы работ над проектом. Было решено продолжить эксплуатацию комплекса «Мир», тем более что научные модули «Спектр» и «Природа» для его оснащения еще не были готовы к запуску. Это привело руководство российской космической отрасли к пересмотру позиции по проекту.

Главные «земные» задачи МКС — получение новых материалов в условиях невесомости, изучение реакций человека на длительный полет, исследование космических лучей и биологические опыты, призванные помочь в создании новых лекарств. Программа ее работы предусматривает лавинообразный рост такого рода экспериментов, проводимых одновременно

17 июня 1992 года Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Российское космическое агентство и NASA разработали совместную программу «Мир-Shuttle», состоящую из трех взаимосвязанных проектов: полетов российских космонавтов на кораблях «Спейс шаттл», экспедиций американских астронавтов на ОК «Мир» и совместного полета экипажей, включающего стыковку шаттла с комплексом «Мир».

Дальнейшая разработка перспективных направлений в совместных космических исследованиях натолкнула стороны на концепцию объединения национальных программ создания пилотируемых комплексов. Возможность включения российских элементов в конфигурацию Международной космической станции стали рассматривать с августа 1993 года. Свою позицию и предложения российская сторона сформулировала в октябре 1993-го на совместном совещании представителей РКА, NASA, ГКНПЦ и РКК «Энергия».

Объединение

В 1993 году очень многие политики были против совместного строительства исследовательской станции. В июне этого года в конгрессе США обсуждалось предложение об отказе от создания МКС. Оно было отклонено с перевесом только в один голос: 216 против 215.

1 ноября 1993 года в Москве руководителями РКА и NASA подписано «Соглашение о порядке создания постоянной космической станции». План, состоящий из трех этапов, стал долгосрочной программой пилотируемых полетов двух стран. Первый этап предусматривал совместные космические полеты на ОК «Мир», второй — начало создания принципиально новой орбитальной станции на основе российского и американского сегментов. Третий этап — полное завершение строительства МКС.

К 1996 году определилась конфигурация станции: российский сегмент — пересмотренный вариант проекта «Мир-2» и американский — с участием Канады, Японии, Италии, стран ESA и Бразилии. В соответствии с достигнутыми соглашениями первый этап был успешно выполнен. Осуществлены два полета российских космонавтов на борту кораблей «Спейс шаттл» и семь длительных «командировок» американских астронавтов на борту ОК «Мир» в 1995—1998 годах.

29 января 1998 года в Вашингтоне были подписаны межправительственные соглашения по проекту МКС и меморандумы между NASA и космическими агентствами России, Европы и Канады о сотрудничестве в разработке элементов станции. В соответствии с принятыми документами российский и американский сегменты полностью используются РКА и NASA соответственно, а европейский и японский модули поделены между NASA (46,7%), ESA (51%) и NASDA (51%). На этапе сборки поровну поделили работы на борту станции между российскими и американскими космонавтами. При эксплуатации российский экипаж из трех человек постоянно будет работать на своем сегменте, а время на американском сегменте для четырех астронавтов поделено: США — 76,6%, Япония — 12,8%, ESA — 8,3% и Канада — 2,3%. Российская сторона получила доступ к использованию 33% ресурсов МКС.

Как она построена

В основе построения станции лежит модульный принцип. Первым элементом МКС стал функционально-грузовой блок (ФГБ) «Заря». Он оборудован реактивными двигателями для коррекции орбиты и большими солнечными батареями. С этого модуля начиналась сборка МКС на околоземной орбите. На начальной стадии сборки ФГБ обеспечивал управление полетом связки модулей, электропитание, связь, прием, хранение и перекачку топлива.

Лабораторный модуль Destiny («Судьба») — ключевой элемент американского сегмента (АС). С его прибытием в феврале 2001 года на МКС действительно появился американский сегмент. Уже находившиеся в составе станции узловой модуль Unity, секции фермы Z1 и P6 были, в общем-то, вспомогательными элементами. Кроме того, Destiny еще заслуженно называют первой орбитальной станцией США после «Скайлэба». В нем расположен целый ряд служебных систем МКС. Но самое главное — американский лабораторный модуль (LAB) позволил экипажу приступить к выполнению программы научных исследований. Его история началась более 20 лет назад. За эти годы он побывал в нескольких проектах американских орбитальных станций и, наконец, вошел в состав МКС.

Служебный модуль (СМ) «Звезда» является основой российского сегмента МКС. СМ обеспечивает деятельность экипажа численностью до шести человек и управление станцией с регулярно изменяющейся конфигурацией. На этапе развертывания МКС он был базовым для всей станции — основным местом для жизни и работы экипажа. Кроме того, это наиболее сложный и насыщенный аппаратурой российский модуль. Он был пристыкован к «Заре» 26 июля 2000 года, а 2 ноября 2000-го транспортный корабль «Союз ТМ-31« доставил на борт МКС экипаж первой основной экспедиции: космонавтов С. Крикалева, У. Шепарда, Ю. Гидзенко. С этого момента МКС становится обитаемой.

В сентябре 2006 года российский сегмент был дооснащен стыковочным отсеком «Пирс», конструктивно представляющим собой самостоятельный модуль.

Кстати сказать, расположение модулей относительно друг друга часто меняется. Поэтому фотографии МКС, сделанные в разное время, могут отличаться друг от друга.

Всего в составе станции спланировано около 20 постоянно действующих модулей. Кроме них, есть еще и транспортируемые модули, которые могут и пристыковываться, и отстыковываться по мере надобности.

Научные исследования

Основными целями при создании МКС были эксперименты, требующие наличия уникальных условий космического полета — микрогравитации, вакуума и космических излучений, не ослабленных земной атмосферой.

Главные области исследований включают в себя биологию (в том числе биомедицинские исследования и биотехнологию), физику (включая физику жидкостей, материаловедение и квантовую физику), астрономию, космологию и метеорологию.

Исследования проводятся с помощью научного оборудования, в основном расположенного в специализированных научных модулях-лабораториях. Часть оборудования для экспериментов, требующих вакуума, закреплена снаружи станции, вне ее герметического объема.

На текущий момент (2008 год) в составе станции находится три специальных научных модуля — американская лаборатория «Destiny», запущенная в феврале 2001 года, европейский исследовательский модуль «Коламбус» доставленный на станцию в феврале 2008 года, и японский исследовательский модуль «Кибо». В европейском исследовательском модуле оборудованы 10 стоек, в которых устанавливаются приборы для исследований в различных разделах науки. Некоторые стойки специализированы и оборудованы для исследований в области биологии, биомедицины и физики жидкостей. Остальные — универсальные, в них оборудование может меняться в зависимости от проводимых экспериментов.

Японский исследовательский модуль «Кибо» состоит из нескольких частей, которые будут последовательно доставляться и монтироваться на орбите. Его первый отсек (герметичный экспериментально-транспортный) был доставлен на станцию в марте 2008 года в ходе полета шаттла «Индевор» STS-123. Последняя часть модуля «Кибо» будет присоединена к станции в апреле 2009 года, когда шаттл доставит на МКС негерметичный экспериментально-транспортный отсек.

Россия планирует доставить на орбиту три исследовательских модуля: два «Малых исследовательских модуля» (МИМ, ранее назывались СО-2 и СГМ), а также «Многофункциональный лабораторный модуль« (МЛМ). Полноценными научными возможностями обладает только последний, а количество научной аппаратуры, размещенной на двух МИМ, будет минимально.

Планируемые события

С 2009 года предполагается довести численность постоянной команды на станции до шести человек. В немалой степени эти планы определяются тем, что ожидается увеличение возможностей по доставке грузов на станцию. Имеется в виду начало эксплуатации транспортных кораблей ATV Европейского космического агентства (первый запуск состоялся 9 марта 2008 года, полезный груз — 7,7 тонны, 1 полет в год). Кроме того, ожидается, что в 2009 году полеты к станции начнет японский автоматический грузовой корабль H-II Transport Vehicle (полезный груз — 6 тонн). В планах также и существенная модернизация российских космических кораблей «Союз» к 2010 году.

В 2010-м будут завершены полеты многоразовых кораблей «Спейс шаттл». После 2010 года США могут остаться без собственных пилотируемых кораблей и не иметь независимого доступа на МКС. Поэтому НАСА пытается форсировать разработку и создание нового пилотируемого космического корабля «Орион». Но в любом случае первые пилотируемые полеты «Орионов» начнутся не ранее 2014 года. NASA также привлекает частные фирмы к созданию грузовых космических кораблей. По заказу NASA фирма SpaceX разрабатывает грузовой космический корабль «Dragon». По самым оптимистическим планам, первый полет этого корабля может состояться в 2009 году.