Сложная ситуация, в которой оказалось в последнее время большинство отечественных предприятий, требует новых подходов и решений. Каждый руководитель или владелец находит свои пути, чтобы удержаться на плаву. Уже имеющие положительный опыт убеждены: нельзя надеяться только на то, что кризис все спишет…

Ровенская фабрика нетканых материалов запускает новую линию

К запуску новой линии по производству тканей для мебели готовится Ровенская фабрика нетканых материалов. В связи с расширением ассортимента предприятие планирует принять еще 60 работников — от разнорабочих до квалифицированных специалистов.

Как отметил Виктор Прищепа, генеральный директор ООО «Пульсар и К», основного акционера ОАО «Ровенская фабрика нетканых материалов», предприятие уже почувствовало последствия кризиса: рынки сбыта сократились, крупные потребители перестали заказывать продукцию. «Нетканка» держится на плаву благодаря широкому ассортименту. Запустить новую линию по производству материалов, используемых для изготовления мебели, планируется через несколько месяцев.

Недавно в ОАО «Ровенская фабрика нетканых материалов» побывала глава Фонда государственного имущества Украины Валентина Семенюк-Самсоненко (на фото). Она уже посещала фабрику полтора года назад, хорошо знакома с ситуацией на предприятии. Во время нынешнего визита В. Семенюк-Самсоненко ознакомилась с производственным процессом. Ей показали новую линию по выпуску сеток и композитных материалов из полиэстера, стеклянного и базальтового ровинга, рассказали о перспективах запуска оборудования по изготовлению материалов для производства мебели.

— Полтора года назад я видела здесь намного больше проблем, — поделилась впечатлениями глава Фонда госимущества. — Я осталась довольна, ведь именно на примере ОАО «Ровенская фабрика нетканых материалов» виден положительный результат приватизации.

ОАО «Ровнолен» выходит из комы

Состоялась очередная попытка вдохнуть жизнь в Ровенский льнокомбинат. Новый владелец предприятия, приобретший имущественный комплекс ОАО «Ровнолен», 36-летний бизнесмен из Хмельницкого Олег Червонюк обещает реконструировать помещение, обновить оборудование, создать новые рабочие места. Он убежден, что производство на предприятии можно возродить. Новый владелец заплатил за помещение бывшего льнокомбината 24 миллиона гривень, получив две фабрики, более полутора тысяч единиц оборудования и полсотни автомобилей. Члены конкурсной комиссии, оформлявшей куплю-продажу, уверили, что вырученные от продажи «Ровнольна» средства пойдут на погашение долгов перед кредиторами.

Кстати, Ровенский льнокомбинат считался во времена плановой экономики крупнейшим предприятием этой отрасли в Европе. Там работало более пяти тысяч человек (сейчас — несколько сотен). Продукцию комбината знали во всем мире. Если своим соотечественникам предприятие предлагало льняные ткани, скатерти, простыни, полотенца и другую продукцию, возможно, не тончайшую, то экспортная продукция была высшего качества — тонкое льняное полотно, простыни и полотенца, качественные ткани. Они пользовались спросом у самых требовательных покупателей из европейских стран, Латинской Америки, США, Японии. Во всяком случае, так называемым льняным тканям, которые сейчас завозят в Украину из Китая, Италии, Франции, до них очень далеко. Те, у кого сохранились простыни и полотенца, выпускавшиеся раньше (а таких в Ровно немало), могут сравнить.

Причиной упадка «Ровнольна» эксперты считают вытеснение его продукции с международного рынка, наполнение внутреннего рынка дешевыми и некачественными изделиями из льна и развал льноводства на общегосударственном уровне.

Если раньше льноводство было развито на всех сельскохозяйственных предприятиях Украинского Полесья, то сейчас таких хозяйств почти не осталось.

Предприятие несколько раз меняло владельца, но никто из них не модернизировал производство. Во времена выдачи части «общегосударственного имущества» жителям Украины приватизационные акции «Ровнольна» получили и члены семьи автора этих строк. И, конечно, ни одной копейки прибыли никогда не получили, как, подозреваю, и большинство таких же акционеров. Сначала держатели акций дисциплинированно ходили на все собрания, перерегистрировались — до тех пор, пока не поняли, что всех уже вытеснили из этого процесса. Таким образом в нашей стране происходила так называемая приватизация — кто-то получил миллионные прибыли, а кто-то просто бумажки, которыми никогда не смог воспользоваться.

Причиной упадка «Ровнольна» эксперты считают вытеснение его продукции с международного рынка, наполнение внутреннего рынка дешевыми и некачественными изделиями из льна и развал льноводства на общегосударственном уровне. Однако на предприятии убеждены, что производство можно возродить.

Покрытые пылью громоздкие агрегаты советских времен, ржавые станки, облупленные стены — все это видишь, когда заходишь в цех Ровенского льнокомбината. Когда-то мощный промышленный гигант напоминает руины. Но новый владелец предприятия убежден, что изменит ситуацию. Он начал с того, что частично отремонтировал крыши и сети, а сейчас проводит диагностику оборудования, возрождает производство брезента.

Уже несколько месяцев здесь пытаются привести в порядок оборудование, которое не успел продать предыдущий владелец. Здесь есть станки даже 1963 года выпуска.

— Немецкие специалисты, — рассказывает Олег Червонюк, — осмотрев производство, пришли к выводу, что аналогичное оборудование использовали на английских предприятиях еще в ХVІІІ веке. Попробовали запустить некоторые станки. Проверили сушильную машину, реконструировали красильную машину. Понимаю: чтобы работать лучше, необходимо вкладывать средства. Но это будет позднее, когда определим конечный результат и станет известно, какие ткани начнем выпускать.

Новый собственник столкнулся со многими проблемами — дырявые крыши, неисправные теплотрассы, коммуникации и т. п. Для производства необходима подача воздуха, чтобы оборудование работало под давлением. Перекрыли 5—6 тысяч квадратных метров крыш, заменили мансардные окна.

На предприятии пытаются восстановить производство брезента, для чего заключили прямые контракты на поставки хлопка из Узбекистана и жгута из Индии. К сожалению, ситуация сейчас сложилась такая, что потребность в брезенте минимальна, поскольку металлургические и строительные предприятия останавливаются.

На комбинате пытаются найти и другие направления деятельности. Возможно, это будут бытовые ткани, на которые есть спрос и в Украине, и в Турции, и в Китае. Рассматриваются два основных направления — трикотажное полотно и камуфляжная ткань. К сожалению, о возрождении выпуска льняных тканей пока что не может быть и речи — нет сырья, необходимо новое оборудование, современные технологии. Этим и планируют заняться на предприятии.

— Не вкладывать средства в производство во время кризиса — еще хуже, чем не вкладывать в стабильные времена, — считает О. Червонюк. — Необходимо инвестировать в технологии, которые со временем повысят качество продукции, ее конкурентоспособность.