Эксклюзивные кованые изделия на наших улицах и площадях сегодня встречаются не часто. А жаль. Металлические шедевры прекрасно вписываются в городской пейзаж, радуя глаз прохожих. А порой по воле создателей они становятся чем-то большим, чем просто «архитектурное излишество».

Кузнецы счастья

Днепропетровские кузнецы выковали для влюбленных «скамейку любви» и «дерево счастья». Установлена необычная композиция в нескольких десятках метров от пешеходного мостика через Днепр, сплошь увешанного всевозможными замками, — так молодожены «закрепляют» свой союз…

О работе современных кузнецов корреспондент «УТГ» расспросил главу региональной организации Союза кузнецов Владимира Дейнеку.

— Как возникла идея создания такого необычного памятника?

— Она явилась прямым продолжением развивающегося фестивального движения кузнечного мастерства в Украине. В последнее время такие фестивали проводились в Ивано-Франковске и Донецке. Кстати, в нашей стране это движение развивается активнее, чем, например, в России, где школа кузнечного искусства намного старше. Тем не менее мы направляем усилия в одно русло — развитие творчества, прежде всего молодежи. Достаточно сказать, что в фестивале кузнечного мастерства, прошедшем весной в Ивано-Франковске, приняли участие более 300 кузнецов, из которых около ста — мастера из Европы, Америки, Австралии.

— Чтобы создавать красивые и оригинальные изделия, нужны хорошо подготовленные кадры…

— Безусловно. Сегодня мастеров художественной ковки у нас готовят пять специальных учебных заведений — в Ивано-Франковске, Косове, Ужгороде, Львове и Киеве. К сожалению, их нет на юге и востоке Украины. Здесь в этой сфере работают в основном самоучки, люди, имеющие архитектурное или художественное образование. Мы пытаемся изменить ситуацию. В Днепропетровске есть училище, где готовят кузнецов, правда, для промышленных предприятий, и мы хотим ввести в образовательный процесс курс художественной ковки, который могли бы посещать студенты художественного училища. А потом на этой базе можно создать клуб возрождения этого замечательного искусства.

— А сколько времени нужно, чтобы стать хорошим кузнецом?

— Трудно сказать… Раньше считалось, что путь из подмастерья в кузнецы составляет примерно 5 лет. Это должны быть годы напряженного труда и освоения кузнечной грамотности. Но чтобы стать хорошим кузнецом, думаю, требуется лет 10. Правда, в наше время процесс подготовки изделий значительно упрощается. В специализированных магазинах сегодня можно купить фрагменты кованых изделий и потом, как конструктор, собрать то, что непосвященные считают произведением искусства. К художественной ковке это имеет отношение только по названию…

— У вас около 20 грамот и дипломов за участие в выставках кузнечного мастерства. Что вы считаете своей главной наградой?

— Признание почитателей нашего искусства. Хотел бы отметить, что художественная ковка получила развитие уже после перестройки. Но до сих пор бытует мнение, что кузнец готов за бутылку выковать что угодно. Но ведь это не так! Ковка — большое и серьезное искусство. К сожалению, сегодня оно доступно лишь небедным гражданам нашей страны. Вот и получается, что художественная ковка — это не только эксклюзив, как, например, скамейка влюбленных и дерево счастья в Днепропетровске или городок высокохудожественных изделий в Донецке, но и десятки метров кованых ограждений. Все же главная награда — это именно такие эксклюзивные изделия, которые дарят хорошее настроение и счастье людям.

Секреты мастерства

После того, как детали изделия выкованы, специалисты рекомендуют собирать их с помощью сварки, клепки или же пайки. Далее — обработка песком и нанесение покрытия, обеспечивающего долгую жизнь вашему шедевру. Но в любом случае кованое изделие со временем станет ржаветь, поэтому оно нуждается в «сервисном обслуживании» для выявления проблемных мест. Осмотр необходимо производить каждые 1—2 года.

Долго ли ждать выполнения заказа? Днепропетровские мастера говорят, что многое зависит от сложности изделия, его размера и количества деталей. В среднем на одну работу уходит от трех недель до двух месяцев.

Специалисты говорят и о том, что художественная ковка — это определенные технологии, возможности которых велики, но небезграничны. Поэтому проект, каким бы замечательным он ни был, обязательно адаптируют к тем условиям, где он будет реализован.

Что же предполагает сам процесс изготовления изделия? Сначала, независимо от того, будет это миниатюрное бра или же садовая кованая скамейка, делается рисунок в натуральную величину, по которому кузнец изготавливает кондуктор — специальное приспособление, повторяющее пластику деталей. По нему оно впоследствии и выковывается.

Для отдельных деталей могут изготавливаться штампы. Согласитесь, термин «штамповка» вызывает некоторое недоверие к мастеру. Тем не менее это крайне необходимый процесс, особенно если речь идет об изготовлении большого количества однотипных деталей. В этом случае из металлического листа толщиной 2—3 миллиметра специальным лазерным устройством нарезается нужное количество плоских заготовок. После штамповки заготовка приобретет необходимый объемный вид. И лишь в процессе ручной обработки каждая деталь обретает свою неповторимую форму.