Нам удалось пообщаться с представителем всемирной профсоюзной организации ICEM Джо Дрекслером, недавно посетившим Украину с конкретной целью — ускорить ратификацию нашей страной Международной конвенции №176 о безопасности и гигиене труда на шахтах. У господина Дрекслера почти не было свободного времени: встречи с руководством Госгорпромнадзора, в Министерстве угольной промышленности, поездка в Донецк, где запланирован спуск в шахту и ознакомление с условиями труда украинских горняков. Однако он все равно нашел время, чтобы ответить на несколько вопросов корреспондента «Украинской технической газеты».

— Господин Дрекслер, можно ли сказать, что во время мирового экономического кризиса страдает и безопасность на производстве?

— Да, к величайшему сожалению, мировой экономический кризис отрицательно сказался на безопасности производства, особенно в добывающих отраслях. Стремление к наживе приводит к тому, что владельцы не обращают на это внимания. Нередко правительства стран просто закрывают глаза на этот вопрос или, в лучшем случае, принимают недостаточные меры по усилению надзора за безопасностью на предприятиях. Поэтому нам необходимо работать вместе, и начать следует с ратификации Конвенции.

Из первых уст

Во время пребывания в Киеве Джо Дрекслер встретился с руководством Госгорпромнадзора, поэтому поинтересовались мнением заместителя председателя Комитета Олега Румежака.

— Бесспорно, Комитет поддерживает скорейшую ратификацию Конвенции МОП о безопасности и гигиене труда на шахтах. Комитетом подготовлен проект Закона «О ратификации Конвенции Международной организации труда 1995 года №176 о безопасности и гигиене труда на шахтах», который сейчас согласовывается в соответствующих министерствах и ведомствах. Отметим, что в сфере охраны труда происходят ощутимые сдвиги. Чрезвычайно важной является подготовка проекта Закона «О промышленной безопасности», законодательным путем определяющего это понятие. Также мы инициировали изменения в Закон «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве», которым будет введен механизм дифференцированных страховых тарифов. Следует учесть, что в Украине, и об этом я говорил во время встречи с Джо Дрекслером, уголь добывается в чрезвычайно сложных горно-геологических условиях — местами на глубине свыше 1000 метров. В скором времени с такой проблемой столкнутся и американцы. Соответственно вопросы промышленной безопасности на шахтах при таких условиях выходят на более высокий уровень. В этом году эта тема была предметом рассмотрения на нескольких заседаниях СНБО и Кабинета Министров Украины. Вышло распоряжение правительства, которым утверждены основные меры, направленные на повышение промышленной безопасности на угольных предприятиях. По результатам заседания СНБО издан Указ Президента Украины «О состоянии и перспективных мерах по повышению безопасности труда в угольной отрасли».

Также скажу, что для нас чрезвычайно важна работа с профсоюзами. Органы государственного надзора и профсоюзные организации должны совместно работать над улучшением условий труда на угольных шахтах. Ситуации, когда профсоюз или надзор остаются один на один с владельцем, недопустимы.

— Эти же процессы затронули и Соединенные Штаты Америки?

— Что касается ситуации с промышленной безопасностью в США, то считаю, что администрация Джорджа Буша сделала все возможное, чтобы ослабить охрану труда. Кстати, США не ратифицировали большинство международных документов по этому вопросу. Со своей стороны мы не ослабляем контроль, скажем, за созданием департаментов безопасности на американских шахтах — детищем нашего профсоюза. Мы прошли долгий путь, и все положения по безопасности труда буквально прописаны кровью…

— Обращает ли ICEM внимание на безопасность труда на шахтах Китая, где едва ли не худшая ситуация среди всех стран мира?

— К сожалению, в Китае у нас нет членских организаций, поэтому очень сложно как-то влиять на улучшение безопасности в тамошних горнодобывающих отраслях. Так, в Китае, только по официальным данным, ежегодно гибнет не менее 5 тысяч шахтеров, а по неофициальным эта печальная цифра в четыре раза больше – то есть до 20 тысяч. Китай игнорирует обращения международных организаций, и это вызывает обеспокоенность. Сотрудничая с международными организациями работодателей, мы старались вести работу в Китае, но складывается такое впечатление, что там нас просто игнорируют. Впрочем, есть определенные сдвиги, ведь в стране огромное количество небольших шахт, многие из которых нелегальные, поэтому китайцы начали укрупнение шахт. В свою очередь, в Пекине хорошо понимают, что из-за вопиющих нарушений безопасности на производстве в мире формируется отрицательный имидж страны. Власть осознает, что ситуацию необходимо исправлять.

— А теперь — о самом главном для нас, ведь вы недаром прилетели сюда из-за океана…

— К сожалению, в связи с регулярными авариями на угольных шахтах у Украины в Европе и мире едва ли не худшая репутация в области охраны труда. Не лучше ситуация и в России. Исходя из этих соображений, на заседании ICEM решили сконцентрировать усилия на улучшении ситуации в трех странах — Украине, России и Индии, для начала путем ратификации Конвенции. Мы приехали сюда для оказания помощи. Я хочу, чтобы вы понимали: Конвенция включает в себя базовый, я бы сказал минимальный, набор положений — это лишь начало работы. Однако ее ратификация даст возможность достичь главной цели — чтобы вопрос охраны труда вышел из процесса конкуренции владельцев промышленных предприятий, чтобы они конкурировали между собой по чисто экономическим показателям, а не старались сэкономить на безопасности.

Подробно

Конвенция №176

Эта эпохальная, без преувеличения, конвенция о безопасности и гигиене труда на шахтах была принята в июне 1995 года в Женеве на 82-й сессии генеральной конференции Международной организации труда. Конвенция состоит из пяти разделов, разделенных на отдельные статьи, в которых прописаны положения по соблюдению безопасности в горнодобывающей отрасли и сопутствующие аспекты. На сегодняшний день подписантами Конвенции являются 22 страны мира.

— Какие у вас впечатления об отношении украинской стороны?

— Я вижу, что Украина медленно, но уверенно продвигается в сфере нормализации ситуации с промышленной безопасностью. Вижу серьезное отношение со стороны как власти, так и других органов. Самое главное, люди понимают, насколько это важно. Кстати, в некоторых аспектах Украину можно назвать одной из ведущих стран мира. В частности, это касается дегазации в шахтах, которая в Штатах практически не проводится.

— Какие, по вашему мнению, главные направления развития угольной отрасли в будущем?

— Первое — безопасность на производстве, о чем я уже говорил. Еще один путь — внедрение так называемых чистых технологий добычи угля — за ними будущее. Необходимо работать в этом направлении, особенно учитывая постоянное давление экологических организаций. Эту работу надо поставить на профессиональную основу и создать глобальную организацию на средства развитых стран, чтобы контролировать выбросы углекислого газа на шахтах. Хотим мы того или нет, мир не сможет обойтись без угля, по крайней мере, ближайшие 50 лет, а потому необходимо развивать новые технологии.

Справка

ICEM — Международная федерация профсоюзов работников химической промышленности, энергетики, горняков и разнорабочих

В состав ICEM входит свыше 450 отраслевых профсоюзов из 132 стран мира, представляющих интересы более 20 миллионов тружеников. Наибольшее количество членов профсоюзной организации работают на горнодобывающих предприятиях, благодаря чему именно на безопасность труда на шахтах ICEM обращает пристальное внимание.