Рейтинг компаний по продаже готового бизнеса

 

Село Дарахов на Тернопольщине выделяется среди других населенных пунктов тем, что один из зимних народных праздников не обходит тут ни одного дома. Особенно тех, где живет молодежь. Праздник Андрея проходит как один спектакль, к которому приобщается все население — и совсем юные, и взрослые жители. Итак, едем в Дарахов!

Накануне 13 декабря село живет в ожидании праздника. На первый взгляд, ничего необычного не происходит. Но внимательный наблюдатель заметит: в сумерках возле сельских хат начинается оживление. К одним сходится молодежь, преимущественно девушки, в другом закоулке собираются ребята. А еще можете увидеть, как, оглядываясь, некоторые предусмотрительные хозяева прячут в своих овинах то, что к утру может оказаться… в другом конце села. И речь идет не о мелочах — ведрах, вениках, старой посуде или забытом во дворе корыте. В ход идут калитки, ворота, телеги. Поэтому все должно быть или крепко привязано, заперто, или, еще лучше — надежно спрятано. Вот и снимают вечером некоторые хозяева калитки-ворота с петель и заносят их на временное хранение в надежные места, скажем, в амбар или погреб.

Ольга Легкая, бывшая учительница, собрала немалую коллекцию воспоминаний своих односельчан о том, как в разные времена отмечали в Дарахове праздник Андрея.

— Зимние месяцы всегда у селян считались месяцами отдыха, — рассказывает она, — и именно на этот период приходился ряд рождественско-новогодних праздников. А праздник Андрея, который отмечают в декабре, — своеобразное вступление к ним. Интересно, что не было, да и сейчас нет единого стандарта, сценария проведения этого праздника. В каждом уголке села существовала своя традиция, свои сюжеты, оригинальные игровые сцены, насыщенные юмором, шутками, украинским мудрословьем.

— А какие же все-таки главные элементы этого праздника присущи всем молодежным группам, отмечающим андреевский вечер?

— Главным элементом праздника всегда является чествование хлеба, нивы, урожая, труда, родителей. Для селян это священные понятия. Эти моменты в различных формах повторяются, видоизменяются, но сохраняют свою глубинную фольклорную суть.

— С чего начинается праздник Андрея?

— Этот молодежный праздник традиционно начинается с вечерниц. К ним привлекаются преимущественно девушки и подростки, а парни в это время находятся на улице, обдумывая, что бы вытворить, какую бы шутку выкинуть. В доме девушки пекли «калиту», корж, который потом пытались укусить подростки или некоторые из парней, а девушки им мешали, поднимая его вверх.

— Но в вашем селе «на Андрея» выпекают не только калиту?

— Да, в этот вечер готовятся разные обрядовые украинские кушанья: вареники с картофелем или капустой, каша. Им отводится определенная магическая роль. У нас в селе девушки ставят горшок с кашей на вышитый рушник и выходят на улицу. Потом по очереди, повернувшись лицом на восток, просят суженого и судьбу отведать этой каши. И если из какого-то закоулка слышится голос или даже лай собаки, то, по поверью, именно оттуда нужно ждать свою судьбу. А после этого кашу уже вносят в дом и раздают друг другу, как бы причащаются.

— В ваших, пани Ольга, записях, наверное, есть немало и других обрядов гадания «на Андрея», в частности, с использованием различных предметов?

— Да. Например, обувь. Каждая девушка разувается, и из обувь и составляют цепочку от угла комнаты до порога, переставляя туфельки. И та девушка, обувь которой первой «переступит» порог, должна первой и выйти замуж. Но самое традиционное в нашем Дарахове — это гадание на варениках. Лепят вареники, кладут туда записку с именем суженого и бросают в кипяток. Потом каждая находит «своего» нареченного. Или же каждая девушка делает вареник и кладет его на пол. Потом запускают в дом собачку. Чей первый вареник собачка съест, та девушка первой и замуж выйдет.

— А почему все гадания «на Андрея», так сказать, связаны с замужеством?

— Для девушки это всегда было и есть главным событием в жизни. Ведь от этого зависит женская судьба, какой будет почва для будущей жизни: примется эта веточка вербы в новой среде или увянет…

А еще Ольга Легкая рассказала о «выбрыках» дараховских ребят в андреевскую ночь. Переставленные ворота; висящие на дымовых трубах или деревьях ведра, собачьи будки — таков результат ночных затей парней. Но это, наверное, единственная ночь в году, когда за подобные поступки проказников не наказывают, а хозяева не обижаются. Более того, считается оскорбительным для девушки, если ребята миновали ее дом и ничего не «утащили».

Мы покидали гостеприимное село, когда дараховские девушки, смеясь, спешили в свои дома, чтобы собраться на андреевские вечерницы и уже по только им известному сценарию отметить праздник Андрея… Пусть гадают. Пусть приговаривают: «Андрію, Андрію, я тобі жито сію, долю пророчу…». Пусть совершается в каждой сельской хате зимнее торжественное действо, со всеми атрибутами, которые помогут девушкам предсказать свою судьбу. Пусть она будет счастливой.