Жители закарпатского Берегово бьют тревогу в связи с установкой в жилых микрорайонах вышек мобильной связи
Новейшие технологии входят в мир не только через распахнутые двери высокотехнологичных производств, они неизбежно просачиваются в нашу повседневную жизнь, занимая все новые ниши. Однажды, выглянув в окно своей квартиры в обычной пятиэтажке, автор вместо живописной панорамы Береговского холмогорья увидел вышку популярной ныне мобильной связи. Установили ее буквально за несколько часов и, как водится, без всякого согласования с местными жителями.
А из нашего окна только вышка и видна…
Люди к таким объектам относятся с опаской: не повлияет ли на их здоровье работа передатчика? Да и вид, что ни говори, а подпорчен. Хотя это в цивилизованных странах вид за окном — серьезный фактор в стоимости квартиры, а у нас пока что на такие мелочи народ внимания в массе своей не обращает, не до жиру.
Чтобы узнать, можно ли как-то повлиять на хозяев металлической вышки, беспардонно установивших ее у меня под носом, я прежде всего обратился за консультацией к коллегам из экологического движения. На мое электронное письмо-запрос пришло немало ответов, и содержание их оказалось неутешительным. Если свести все к общему знаменателю, то совет вышел такой: обращайтесь в областную санэпидстанцию, пусть там проверят наличие и законность проектной документации. Но, как правило, у операторов мобильной связи все это уже есть. Проекты разрабатываются на уровне киевского Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева, там трудно найти недостатки. В лаборатории областной санстанции должен быть отдел, который измеряет уровень электромагнитного излучения, можно потребовать, чтобы они провели замеры в ваших квартирах. Обычно уровень излучения от такого передатчика небольшой, но бывает эффект «зайчика», то есть отраженного луча — в одних квартирах уровень нормальный, а в других — повышенный…
В областную санэпидстанцию, то есть в Ужгород, к сожалению, не было времени ехать, да и денег жаль на заранее проигрышное дело. А относительно доверия к институту Марзеева — так это тот самый, который в свое время подтвердил безопасность для людей печально известных импортных химических отходов под названием «премиксы», которые за четыре года с начала грандиозного скандала так и не покинули пределов Береговщины…
И тошнит, и голова болит, и не спится… А вышку еще не включали
Все же решаю наведаться в районную санэпидстанцию, чтобы поинтересоваться их мнением. Мои коллеги-экологи оказались правы: от районной СЭС в данном случае ничего не зависит, все согласования делаются на уровне области, а в районе нет ни одного прибора для определения (без)вредности работы базовых станций связи. Но возвращаюсь не с пустыми руками: работник СЭС любезно делает ксерокопию информационного бюллетеня «Мобильная связь и здоровье человека», подготовленного специалистами Центральной санэпидстанции Министерства здравоохранения Украины. Такие бюллетени местные СЭС ныне часто раздают при обращениях сельских общин — вышки теперь ставят не только в городах, но и в селах.
Поставить вопрос о целесообразности «забавных опытов» по выяснению влияния на человеческий организм очередной технической новинки может разве что местная общественность.
Все, конечно, в успокоительном тоне. Прежде всего, граждане должны знать: в Украине установлены самые строгие нормы электромагнитного излучения — 2,5 мквт/см2, тогда как в России, Беларуси и Венгрии — 10 мквт/см2 , а в странах Скандинавии — целых 100! Несколько страниц текста бюллетеня убеждают: большое количество государственных и негосударственных научно-исследовательских учреждений во всем мире ведут многолетние исследования. И, согласно им, в настоящее время отсутствуют достоверные данные, подтверждающие, что электромагнитное излучение от базовых станций сотовой связи (которые могут устанавливаться как на специальных вышках, так и на трубах, высотных зданиях и т. п.), расположенных и эксплуатируемых согласно требованиям санитарного законодательства, может нанести ущерб здоровью человека. Что касается появления в СМИ сообщений о том, что проживание в районе базовых станций приводит к онкологическим заболеваниям, то ни один официальный источник, в частности Международное агентство по изучению рака, входящее во Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), фактических данных, подтверждающих влияние радиочастотных сигналов на увеличение количества онкобольных, не имеют. В отличие от таких онкообразующих факторов, как табакокурение (1,8 миллиона смертей от рака каждый год), злоупотребление алкоголем (350 тысяч смертельных случаев), избыточный вес и ожирение (274 тысячи случаев смертельной болезни в год), влияние канцерогенов в производственных условиях (125 тысяч случаев смерти от рака в год).
Что касается увеличения количества жалоб от людей, живущих вблизи базовых станций, на головную боль, тошноту, ухудшение сна, зрения и т. п., то здесь официальная медицина усматривает психологические причины. Люди, оказывается, сами внушают себе неоправданные страхи, а их следствием становится реальное ухудшение самочувствия.
Анекдот в тему
Крестьяне пришли жаловаться мобильному оператору, что после того, как в селе установили вышку, всех и тошнит, и голова у всех болит, и не спится. Странно, отвечает оператор, ведь мы еще станцию и не включали.
«Все технологии виновны, пока не доказано обратное…»
Лично я остаюсь скептиком как относительно мобильных телефонов, так и базовых станций, которые обеспечивают работу миллиардов «трубок». Тут нужно сделать небольшое отступление по поводу самой «тотальной мобилизации» населения. В конце 2005 года мобильники имели около 25 миллионов граждан Украины, а сейчас — уже свыше 50 (так как многие имеют по нескольку телефонов). Вопрос о том, насколько безопасными являются эти приспособления, уже давно вышедшие за рамки первичной функции беспроводных телефонов, остается открытым. Что и неудивительно: компании, занимающиеся производством мобильников, услугами мобильной связи, очень не заинтересованы в том, чтобы общество знало о возможном негативе пользования аппаратами. Да и само общество так крепко подсело на «телефонную иглу», что вряд ли слезет с нее, даже если самые мрачные предположения отдельных скептиков подтвердятся. Скорее, отмахнутся со знакомыми нам словами «Авось пронесет!»
И все же серьезная информация о негативном влиянии мобильного телефона на организм человека имеется (мифы о том, что при помощи двух включенных мобильников можно сварить яйцо, а четырьмя и вовсе поп-корн жарить, во внимание брать не будем). Например, известно, что в период с 2000 по 2004 год в Европейском Союзе проводился эксперимент с участием 28 научных организаций. В результате ученые пришли к выводу, что электронная техника (не только мобильные телефоны, но и компьютеры, и другие аппараты) негативно влияют на человека на генном уровне. В 2005 году Национальная комиссия по радиационной защите (Великобритания) опубликовала отчет, в котором сообщила о возможном негативном влиянии мобильных телефонов на детей младшего школьного возраста. По данным комиссии, радиоволны, испускаемые аппаратом, в значительной степени повышают риск развития злокачественных новообразований уха. Ученые рекомендовали не пользоваться аппаратами детям до 8 лет. Возможно, они бы посоветовали что-то подобное и людям постарше, но понимают, что это бесполезно. О серьезных сдвигах в психологии людей, буквально помешавшихся на разговорах по мобилке (чему содействует маркетинговая политика операторов связи, стимулирующая говорить без ограничений времени), можно рассуждать отдельно. Стоит просто посоветовать людям говорить по мобильному кратко и быстро, а не висеть часами на незримом, но таком очевидном проводе…
Возвращаясь к станциям базовой связи, отметим, что операторы соглашаются: кое-какой вред от них есть, но он не больший, чем от собственно мобильных телефонов. Не поверив радужным выводам отечественного Министерства здравоохранения, я стал искать ответа «в верхах». Оказалось, что выводы и Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют: влияние базовых станций на людей пока что не выявлено. Но о чем это может говорить? Прежде всего о том, что все мы — участники грандиозного эксперимента, результаты которого проявят себя, возможно, через десятки лет или же отразятся на наших потомках. Что-то похожее мы ныне переживаем и с генетически модифицированными организмами, которые попадают на наши столы в результате употребления в пищу растений и животных, с генами которых производят манипуляции. При этом компании, занимающиеся этим бизнесом, убеждают: ничего опасного, а вот если отказаться от новой технологии, то Земля нас не прокормит.
Можно им поверить, а можно и вспомнить, как когда-то спасали мир с помощью инсектицида ДДТ (дихлордифенилтрихлорметилметан). После второй мировой войны население Европы буквально завшивело (что уж о нашей стране говорить), и если бы не новый препарат, то без эпидемий тифа не обошлось. Благодаря тому же ДДТ предотвращали массовые заболевания малярией, успешно уничтожали колорадского жука, тлю и даже саранчу. Протрезвление пришло в 60-х годах, когда экологи доказали пагубное влияние ДДТ на птиц (а затем — на всю экологическую цепь, с ними связанную), а потом обнаружили накопление этого яда в организме людей. В конце концов ДДТ запретили почти полностью, и лишь в Африке ВОЗ разрешает его использование в борьбе с малярией — из-за дешевизны препарата.
Так что лично мне ближе позиция американского публициста и эко-философа Джерри Мандера, известного своими исследованиями влияния новейших технологий на судьбу целых народов. В одной из своих книг он дает универсальный набор советов относительно новых технологий — будь то мобильная связь, новый вид топлива и т. п.:
— воспринимайте скептически информацию о новой технологии, ведь она поступает от тех, кто ее разрабатывает;
— никогда не судите о технологии положительно лишь потому, что она подходит для вас, поинтересуйтесь, кто в ней заинтересован более всего;
— все технологии вредны, пока не доказано обратное.
Проблема, однако, в том, что независимо от того, хотите ли вы быть участником продолжительного эксперимента или нет, в случае с сетью базовых станций (а их в мире уже полтора миллиона, и каждый день количество растет) вы им будете. Поставить вопрос о целесообразности таких «забавных опытов» может разве что местная громада. Примеры, когда жители микрорайона в судебном порядке избавлялись от соседства с базовыми станциями связи, есть даже в Украине. В частности, зацепкой может быть тот факт, что, согласно действующему законодательству, размещение всех базовых станций в населенных пунктах должно отвечать генеральному плану застройки. Если генплан города не предусматривает размещения базовых станций, их можно обжаловать. Интересно, что, по крайней мере, в одном населенном пункте страны создан прецедент: в Березовке Одесской области после многочисленных обращений граждан в марте этого года власти запретили строительство вышек мобильной связи на территории города. Но надеяться на такое понимание опасений своих граждан со стороны горсоветов большинства украинских городов, судя по всему, не приходится.