Громкий международный скандал случился не так давно во Львове. Известного украинского писателя Тараса Прохасько, приглашенного на литературный форум в Польшу, обидели в польском консульстве. К нему отнеслись как к авантюристу, потребовав вдобавок к паспорту и приглашению с польской стороны доставить в дипломатическое представительство несколько книг, написанных автором, и специальное письмо-подтверждение из Союза писателей Украины.
Эта история привлекла внимание общественности к вопросу: а как себя чувствуют украинцы в консульских объятиях Евросоюза?
Реверанс с надеждой на взаимность
В Европу по делам едут не только писатели и журналисты, но и ученые, инженеры, архитекторы, предприниматели. И если архитектор еще сможет показать фотографии построенных им зданий (с круглой печатью Союза архитекторов), то конструктору танков, видимо, придется пригнать к стенам дипломатической миссии Т-80УД.
Конечно, нашему человеку не привыкать собирать многочисленные справки и другие бумажки. Мы терпим унижения как от собственных, так и от иностранных чиновников, зачастую принимая это как должное. При этом такие завоевания цивилизации, как уважение к правам человека и свободу передвижения, никто не отменял.
Напомним, что Украина первой сделала реверанс (с расчетом на ответный шаг Запада), упростив в мае 2005 года визовый режим для граждан ЕС и Швейцарии, а также США и Японии. Запад попытался ответить взаимностью. Упрощение визового режима для некоторых категорий украинцев вступило в силу с 1 января 2008 года. С этого времени студентам, ученикам, родителям и детям украинцев, легально проживающих в ЕС, а также журналистам, членам экипажей поездов, спортсменам, инвалидам шенгенские визы должны выдавать по упрощенной схеме. В этой связи при содействии Центра мира, конверсии и внешней политики Украины и ряда общественных организаций (в частности, Харьковского фонда местной демократии) был создан социологический консорциум общественных организаций и аналитических центров. Его цель — систематическое отслеживание ситуации по соблюдению прав граждан на свободу передвижения, выявление проблем и препятствий на пути либерализации визовых отношений с ЕС в расчете на перспективу отмены визового режима для украинских граждан. Консорциум призван осуществлять мониторинг выдачи виз консульствами, работающими в крупных украинских городах — Киеве, Харькове, Ужгороде, Одессе, Донецке, Луцке и Львове.
Уже прошел первый этап исследования, в ходе которого выяснены качество имплементации соглашения об упрощении оформления виз между Украиной и ЕС, его влияние на визовую политику европейских стран, а также ситуация с расширением Шенгенской зоны на условиях взаимных человеческих контактов между Украиной и новыми государствами Шенгена.
Старый конь борозды не портит
Исследование проводилось путем опроса респондентов на выходе из консульств либо визовых центров. Выборка охватывает840 человек — посетителей консульских учреждений 11 государств Шенгенской зоны, расположенных в Киеве (10 консульств) и других регионах Украины (11 консульств). Это дипломатические представительства стран «старого» Шенгена – Германии, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Греции, а также «нового» Шенгена – Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Литвы.
Опрашивались лишь те заявители, которые самостоятельно одолевали весь путь получения визы — от подачи документов до принятия решения. Представители туристических фирм и агентств не учитывались.
Эксперты отмечают некоторые положительные сдвиги в визовой политике, произошедшие за последние два года. Количество отказов в предоставлении виз украинцам в целом по Шенгену уменьшилось до 8% (в предыдущие годы этот показатель составлял 12—14%).
Новые технологии обработки визовых заявок позволили консульствам некоторых стран – членов ЕС (преимущественно «старых») сократить сроки визовой процедуры и в какой-то мере ликвидировать проблему очередей. Срок рассмотрения заявки в «старых» шенгенских странах в более чем половине всех случаев составляет не больше недели. А ожидание в очереди длится не более часа.
«Старые» шенгенские страны выдают 23,5% многоразовых и 27% бесплатных виз. Большинство опрошенных достаточно позитивно оценивают общую атмосферу общения с консульскими сотрудниками.
«Новый» Шенген в новых условиях
Зато существенно усложнена процедура получения виз в «новых» шенгенских странах. При этом совершенно непонятно: за что нас так не любят наши братья из государств бывшего социалистического содружества? Респонденты отметили ухудшение по всем исследуемым параметрам: «рост очередей», «длительность процедуры», «стоимость услуг», «чрезмерные требования к документам», «неясность требований и критериев выдачи виз» и «высокая вероятность получения отказа».
В большинстве случаев ситуация с получением виз в «новых» шенгенских странах намного хуже, чем в «старых». Особенно это касается количества времени, проведенного в очередях (нередки 2-, 3-, 4-часовые ожидания и даже более), и длительности вынесения решения (большинство заявителей ждали больше недели).
Как полагает социолог проекта Сергей Буряков, тому есть несколько причин. Одна из них — неприспособленность консульств стран «нового» Шенгена к работе в новых условиях. Они недавно вступили в Шенгенскую зону, начали работать по новой процедуре и еще не успели освоиться.
В Германию? Милости просим!
Любопытно, что каждый пятый заявитель на визу в страны «старого» Шенгена сообщил о том, что ему пришлось переплачивать посредникам (визовым центрам), в связи с чем общие затраты на визовую процедуру превышают 60 евро вместо 35, зафиксированных в соглашении между Украиной и ЕС.
Чаще всего выдают положенную по закону бесплатную визу в консульствах Франции (45%), Германии и Литвы (по 41%), реже – Италии и Испании (по 10%) и Бельгии (5%).
Меньше всего отказов в выдаче виз в консульствах Германии (2,5%), а чаще всего не пускают в Испанию (22,5%). Отказникам в преобладающем большинстве случаев даже не удосуживаются объяснить причину отказа.
Срок действия многоразовых виз в большинстве случаев не превышает 1—3 месяца. Только 13—14% многоразовых виз действуют свыше 6 месяцев. Больше всего многоразовых виз выдают Венгрия (61%) и Польша (49%), меньше всего — Греция (7%).
Общее число заявителей, которые идентифицировали себя с льготными категориями граждан, обозначенными в статье 5 соглашения (право на получение многоразовых виз), составило 57%. Но получили такие визы только 37%.
Опрос не зафиксировал сокращения количества документов, требуемых дипломатами от заявителей, что ставит под сомнение выполнение статьи 4 международного соглашения, которым регламентируется исчерпывающий перечень документов в подтверждение цели визита для отдельных категорий граждан.
Гостеприимство по-польски
На этом фоне сотрудники консульства Республики Польша в Харькове оказались достаточно оперативными и гибкими. Ни один из респондентов, опрошенных во «второй столице», не платил лишних денег. И, кстати, каждый третий получил эту визу бесплатно, воспользовавшись льготами на основе соглашений между Украиной и ЕС.
— Вы скажете: ну не может быть так все идеально в работе консульства! – говорит президент Харьковского фонда местной демократии Ольга Мирошник. – Ведь мы начали исследование по всей Украине, потому что было очень много жалоб на работу европейских консульств, особенно в Киеве (там большие очереди). В Харькове жалоб практически нет. Замечание у наших заявителей было только одно: очереди все-таки есть и здесь. Когда мы стали изучать причины, оказалось, что в основе — наша чисто украинская привычка: прийти за два часа до назначенного времени и простоять до открытия. А если человек приходил в то время, когда ему назначено, то никакой очереди не было, он получал визу и был свободен.
При этом все еще очень немногие люди знают о возможности сделать заявку на визу через Интернет. Этой услугой пользуется только молодежь до 30 лет.
Кроме того, собеседования с женщинами, которые хотят получить визы в генконсульстве Республики Польша, длятся дольше, чем с мужчинами.
Прогноз
Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко надеется, что к 2012 году его соотечественники смогут ездить в государства Евросоюза без виз.
— Границы со странами Западной Европы фактически стерты. Нет контроля — паспортного и таможенного. И случается так, что люди с польской национальной визой едут дальше, хотя это нелегально, — рассказывает генеральный консул Республики Польша в Харькове Гжегож Серочинский. — Особый случай — когда женщины едут на работу в Польшу. Необходимо уточнить, каков характер этой работы. Потому что бывает так, что собирается большая группа (девушек двадцать), и все едут в город на границе с Германией. И все хотят там работать в каком-то кафе. При проверке оказывается, что это маленькое кафе, в нем всего четыре сотрудника, включая хозяина. Зачем там сразу 20 официанток? Но есть и еще одна причина, — улыбается Серочинский. — Я не хотел бы никого обидеть, но женщины всегда забывают или фотографию, или еще что-то. Часто бывает так, что в последний момент посетительница кричит: «Нет-нет, возьмите только не эту фотографию — другую!».
Это, конечно, шутка. Если же говорить серьезно, то, по мнению Ирины Сушко, руководителя проекта Центра мира, конверсии и внешней политики Украины, результаты мониторинга свидетельствуют о некотором улучшении ситуации преимущественно в странах «старого» Шенгена. В то же время соглашение между Украиной и ЕС пока не стало эффективным механизмом, способным компенсировать негативные последствия расширения Шенгенской зоны для большинства граждан Украины, выезжающих в страны Евросоюза. Консульства просто-напросто продолжают руководствоваться своими прежними ведомственными инструкциями либо откровенно игнорируют некоторые положения соглашения. А иногда и трактуют их не в пользу украинских заявителей.