Корреспондент «УТГ» побывал на фестивале средневековой культуры «Стара фортеця», состоявшемся в Кременце на Тернопольщине.

Интересно, что бы подумала итальянка Бона, владевшая с 1536 года Кременцом, если бы хоть краем глаза взглянула на то, что происходило на горе, названной ее именем? Наверное, гордая госпожа почувствовала бы прежде всего смятение. Ведь сразу столько горожан здесь редко собиралось в годы ее правления. А рыцари? Они, сильные и ловкие, сходились в поединке, отчаянно били друг друга в шлемы, металлические латы, падали — и вдруг поднимались, улыбаясь. Да и придворные дамы, одетые по последнему писку тогдашней моды, время от времени подносили к своим изящным ушкам странные штуки и что-то говорили…

Да, королеве Боне было бы чему удивляться. Ведь здесь, на горе, почти на 400 метров возвышающейся над окружающей местностью, в течение двух дней жил своей жизнью небольшой островок средневековья, в которое вплелось столетие двадцать первое. А все потому, что два года назад молодые супруги из Кременца Яна и Виталий Курницкие создали «Волынскую школу рыцарей».

— На Тернопольщине такая организация единственная, — рассказывает Яна. — Мы решили объединить людей, которым небезразлично историческое прошлое своего края, история других государств, их культурное наследие. Вместе изучаем старинную музыку, одежду того времени, танцы, развлечения, кухню европейских народов, в частности периода средневековья.

— А меня больше интересует оружие того времени, — говорит Виталий. — Увлекаюсь этим давно, прочитал немало книг, побывал во многих музеях Украины, Европы. У нас есть настоящие умельцы, изготовляющие точные копии рыцарских доспехов. Ездим к своим единомышленникам в другие города, делимся всем, что узнаем о нашем общем увлечении. Организовываем конференции, встречи с историками, краеведами. Сначала на Боне мы провели фестиваль средневековой культуры «Королева Бона-2005», и вот уже три года как фестиваль, названный «Стара фортеця», получил статус международного: к нам приезжают поклонники рыцарства из Венгрии, Польши. Мы уже получили приглашение на традиционный польский рыцарский фестиваль «Грюнвальд». А крымские коллеги приглашают на международный фестиваль «Генуэзский шлем», традиционно проходящий летом в Судакской крепости.

Мое внимание привлекла группа панночек, которые на фоне стен кременецкой твердыни выглядели так, будто только что вышли из замка, чтобы обсудить очередные дворцовые интриги. Длинные оригинальные платья, корсеты, прически (при укладке волос без современного фена наверняка не обошлось) делали девушек неотразимо прекрасными. Грациозно остановились, когда я обратился к ним. Оказалось, что они члены львовского клуба исторической реконструкции «Серебряный волк». Об этом свидетельствовали и медальоны с изображением серебряной головы волка на нежных девичьих шейках.

— Платья мы шьем сами, — говорит 20-летняя Александра Плесовских. — Берем образцы из исторических источников, с древних миниатюр. Требования к пошиву очень строгие. Это должна быть не примитивная имитация, а серьезная работа. Ткани — натуральные, ручные швы — видимые, все делается с соблюдением средневековых технологий. Воссоздаем и некоторые предметы быта, посуду тринадцатого — пятнадцатого веков…

Надежда Сеньковская из Львова рассказала, что она и ее друзья изучают и воссоздают забытые образцы культуры средневековья:

— Нас всех объединило увлечение историей. Посмотрите, сюда приехали парни и девушки не только с Тернопольщины и Львовщины, но и из Луцка, Ровно, Хмельницкого, Киева, Крыма. Но это не означает, что мы зациклились на теме и оторвались от современной жизни. Восстановление прошлого, мы называем это реконструкцией, — удивительное дело. Даже когда ищешь материал для платья, начинаешь понимать много очень важных вещей, над которыми раньше не задумывался. Нас, собственно, не так увлекают рыцарские поединки или средневековые танцы, как стиль жизни, который мы выбрали. Я, например, не встречала ребят, которые занимаются реконструкцией и позволяют себе, скажем, не очень деликатно выражаться в присутствии девушек.

Услышав звон металла, удары в щиты и шлемы, я поблагодарил гостеприимных панночек за беседу и подошел к группе рыцарей, которые время от времени сходились посреди замчища в поединке. Все происходило так серьезно, что действительно можно было подумать: сражаются настоящие воины не на жизнь, а на смерть. Правда, на всякий случай сюда пригласили медиков, но работы для них не оказалось. А вот металлическим латам и другой амуниции досталось сильно.

— Ничего страшного, — говорит Алексей Глушок, студент исторического факультета Киевского национального университета. – У нас есть свои мастерские, где мы изготовляем и ремонтируем средневековую амуницию. В нашем клубе «Гессен» есть умельцы, изготовляющие точные копии элементов рыцарских доспехов.

В тот день на Боне соревновались и лучники, звучали забытые мелодии, танцевали мужественные рыцари и их прекрасные дамы. Были также игры и забавы средневековья, звучали легенды о Боне, Девичьих скалах, что рядом с этой вершиной…

Когда уже возвращался домой, спросил Виталия Курницкого, что побуждает его, Яну и их друзей собираться на такие представления.

— Сложно объяснить, — сказал Виталий. — Это какая-то страсть. Просто, наверное, не хочется быть как все. Я, например, не люблю проводить свободное время в кофейне или ресторане. Мне нравится именно такая самореализация.

…Он спешил, так как настала его очередь сойтись в поединке с другим рыцарем. И подумалось: наверное, эти молодые и красивые люди, собравшиеся здесь, на вершине Боны, свой поединок уже выиграли…