Кабмин за счет добровольных пактов с металлургами и химиками намерен решить проблему переизбытка продукции, упредив массовую безработицу

Последние два месяца правительство не успевает латать все новые и новые «дыры» в тонущем «корабле» отечественной экономики. Вслед за проблемами в финансовой системе массово «посыпались» один за другим взаимосвязанные сегменты реального сектора — строительство, металлургия, углепром и химическая промышленность. В свою очередь премьер-министр Юлия Тимошенко взяла на вооружение тактику подписания меморандумов между Кабмином и представителями крупного бизнеса. Цель — обезопасить страну от массовой безработицы путем поддержания хотя бы минимальных темпов промышленного производства.

Не делом, а словом

Стоит начать с того, что Кабмин заключает пока одни лишь джентльменские договоры с крупным бизнесом не от хорошей жизни. Ведь понятно, наиболее эффективным и правильным решением было бы сразу инициировать соответствующие антикризисные мероприятия в виде конкретных законов. Где и прописать подробно все направления поддержки той же металлургии. Именно так на практике сейчас поступают во всех странах, испытывающих веяния мирового экономического спада, включая нашего ближайшего соседа Россию. Однако все планы перечеркнула очередная дестабилизация в работе Верховной Рады. Если с «оживлением» парламента депутаты еще смогли, после двухнедельных переговоров, 31 октября принять первый антикризисный закон для поддержки банковского сектора, то теперь ни один новый документ просто нельзя юридически оформить. Даже если вообразить успешное голосование. Причина банальна — законы некому подписывать, что согласно Конституции является прямой обязанностью спикера. А «главного парламентария» с 12 ноября просто нет. И еще неизвестно, насколько затянется процедура поиска преемника Арсения Яценюка. Кстати, в связи с этим сессионных дней в Раде не будет до 2 декабря. Кроме того, если новый спикер не подойдет одной из крупных политических сил, то не исключено очередное долгосрочное блокирование трибуны парламента.

Тем не менее правительство, как главный ответственный орган за исполнительную власть в стране, даже в этой сложной политической ситуации смогло найти выход и не сидеть без дела. По крайней мере, в глазах общественности. Согласно логике, которую Кабмин доносит до представителей бизнеса, именно основные положения серии подписанных меморандумов о взаимодействии лягут в основу будущих антикризисных законов. Хотя Президент Виктор Ющенко достаточно скептически относится к этим документам. Так, к примеру, 12 ноября во время общенационального антикризисного совещания Президент назвал меморандум с металлургами «слабым».

И волки сыты, и овцы целы

10 ноября премьер Тимошенко парафировала меморандум о взаимопонимании с руководителями основных металлургических предприятий Украины. Причем компромисс правительство постаралось найти как с непосредственными производителями металла, так и с монополистами по добыче железорудного сырья. А также помирить и тех, и других, заставив скооперироваться и отбросить взаимные претензии в условиях кризиса.

На встрече у Тимошенко присутствовали представители «Смарт Холдинга» (Южный ГОК) , «Индустриального союза Донбасса» (Алчевский металлургический комбинат), «Метинвест Холдинга» («Азовсталь», Енакиевский металлургический комбинат», крупнейшие ГОКи), «АрселорМиталл Кривой Рог» (бывшая «Криворожсталь»), ММК им. Ильича, «Евразхолдинга» (завод им. Петровского), группы «Интерпайп» (Нижнеднепровский трубный завод).

Прямая речь

«Финансовый кризис затолкает все фракции парламента в нормальное русло работы. Потому что каждый аграрий, металлург, химик захочет иметь свой антикризисный закон, а в парламенте по всем фракциям сидят собственники предприятий. Поэтому сколько бы они ни сопротивлялись всеми четырьмя лапами, это единственный способ. Поэтому, вот увидите, по моим прогнозам, в течение двух недель будет объединение. Это будет принудительное сближение»

Премьер-министр Юлия Тимошенко, 20 ноября 2008 года

Не секрет, что металлурги находятся в сложном положении. Остановлено 18 из 43 доменных печей, 40 из 63 сталеплавильных агрегатов. Большинство ферросплавных заводов не работают. Экспорт металла третий месяц простаивает, ЖРС накапливается на складах, краткосрочных перспектив увеличить спрос на внутреннем рынке пока не просматривается. Ситуация усугубляется еще тем, что металлургия является важной структурной частью всей украинской промышленности. И проблемы ГМК сразу же сказались на связанных с ним отраслях — углепроме, энергетике, транспортной сфере.

Меморандум содержит ряд ключевых положений.

Во-первых, металлурги взяли на себя обязательство до конца года соблюдать минимальную квоту по производству металла. А также гарантировали потребление фиксированного количества коксующегося угля и антрацитов, добытых на государственных шахтах.

В дополнении №1 к меморандуму указаны цифры обязательной выплавки чугуна и стали для каждого конкретного меткомбината той или иной ФПГ. В общей сумме за ноябрь задекларированный объем составит 1,9 млн тонн стали, 1,5 млн тонн чугуна, в декабре — соответственно 1,6 млн тонн и 1,2 млн тонн.

В рамках выполнения вышеуказанных производственных нормативов предприятия ГМК должны потребить кокса в ноябре 833 тыс. тонн, в декабре — 721 тыс. тонн. При этом подконтрольные металлургическим группам коксохимические заводы обязаны принимать весь предложенный государственными шахтами коксующийся уголь. Плюс — своевременно оплачивать. Включая и первый квартал 2009 года. Причем, чтобы в дальнейшем не возникло разногласий между металлургами и угольщиками по поставленным объемам, в меморандуме четко прописано: на производство 888 тыс. тонн кокса требуется 1,42 млн тонн угольного концентрата.

В дополнении №1 к меморандуму указаны цифры обязательной выплавки чугуна и стали для каждого конкретного меткомбината той или иной ФПГ. В общей сумме за ноябрь задекларированный объем составит 1,9 млн тонн стали, 1,5 млн тонн чугуна, в декабре — соответственно 1,6 млн тонн и 1,2 млн тонн.

По большому счету это положение меморандума направлено не столько на поддержку металлургии, сколько на ликвидацию возникшего катастрофического переизбытка угольной продукции. Ибо едва метпредприятия начали одно за другим останавливать домны, стали скапливаться тысячи тонн теперь никому не нужного «черного золота». По информации Минуглепрома, на 12 ноября на шахтах и обогатительных фабриках находилось 453 тыс. тонн коксующегося угля. И если ситуация с отсутствием спроса продлится до конца года, то задолженность по зарплате горнякам вырастет до 500 млн грн.

Во-вторых, определена четкая формула цены на государственный коксующийся уголь.

Еще с начала года между угольщиками и металлургами не прекращались споры, сколько объективно должен стоить уголь. Минуглепром постоянно поднимал планку. И с введением практики аукционов цена на некоторые марки коксующегося угля дошла до 2 тыс. грн за тонну. С приходом же экономического кризиса металлурги отыгрались по полной программе. Не только снизив уровень закупок, но и предлагая за угольный концентрат не более 500—600 грн за тонну.

Правительство в меморандуме предложило компромиссный вариант определения цены, который должен удовлетворить и производителей, и потребителей угля.

Формула следующая:

Цв = Цст * 0,35 Кдол.

Где:

Цв — цена коксующегося угля, с учетом НДС;

Цст — цена стали;

0,35 — доля коксующегося угля в стоимости стали;

Кдол. — курс гривни к доллару на межбанковской бирже

В-третьих, Кабмин намерен ввести регистрацию цен на уголь, ЖРС, ферросплавную и металлургическую продукцию.

Что скрывается под словом «регистрация», большинство металлургов так толком и не поняли. Но у некоторых зародилось подозрение: правительство намерено в «ручном» режиме развязать давнюю проблему высоких цен на ЖРС и металл. И обязать, с одной стороны, монополистов по добыче сырья («Метинвест Холдинг») продавать его дешевле остальным металлургам («ИСД», «Запорожстали»), с другой — искусственно уменьшить стоимость металла на внутреннем рынке. Именно поэтому гендиректор «Метинвест Холдинга» Игорь Сырый подписал меморандум с «замечанием к пункту о декларировании цен». А после встречи у премьера заявил журналистам: компания уже снизила стоимость ЖРС по долгосрочным контрактам для «Запорожстали» с $120/т до $70/т и продолжает переговоры с остальными ФПГ.

Среди других обязательств металлургов, прописанных в меморандуме, — не допускать незаконных увольнений сотрудников, снижать зарплату только в рамках внесения изменений в коллективные договоры, уменьшить себестоимость продукции.

Законодатели должны наконец-то отбросить «оранжевые» и «бело-синие» амбиции, принявшись, засучив рукава, спасать экономику Украины. И отказаться от перетягивания каната: мол, будем голосовать только за документ, подготовленный Януковичем или Тимошенко. Или давайте, мол, сначала изберем новое правительство или парламент. Ибо еще немного — и просто не останется самой страны, из-за которой столь усиленно дерутся наши уважаемые политики.

Со своей стороны Кабмин дал гарантии через созданный Стабилизационный фонд выделить низкопроцентные кредиты для модернизации отрасли, разрешить ситуацию с «замороженными» счетами предприятий в Проминвестбанке, отменить целевую надбавку на газ и снизить цены на электроэнергию, в течение 5 дней возвращать экспортный НДС, не повышать стоимость рентной платы за использование месторождений. Кроме того, стимулировать развитие внутреннего рынка потребления и способствовать увеличению экспорта.

Вторая жизнь минудобрений

Вслед за металлургами премьер Тимошенко провела аналогичное совещание с представителями химпрома, подписав 17 ноября очередной меморандум о взаимопонимании. На Грушевского собрались руководители крупнейших производителей — северодонецкого и черкасского «Азотов», концерна «Стирол», «Ривнеазота», Одесского припортового, Крымского «титана» и др.

У химиков дела ненамного веселее, чем у металлургов — экспортного и внутреннего спроса на минудобрения практически нет. По данным Минпромполитики, с сентября химзаводы сократили производство на 20—50%. К примеру, «Ривнеазот» остановил в ноябре агрегат по производству аммиака из-за отсутствия активности потребителей. Да и о чем можно говорить, если даже немецкий гигант BASF, по данным издания «The Wall Street Journal», намерен закрыть 80 заводов по всему миру.

В меморандуме Кабмина и представителей химической промышленности стоит отметить ряд важных моментов.

Первое — планируется предусмотреть в бюджете-2009 государственные дотации аграриям на закупку минеральных удобрений отечественного производства.

Также Кабмин обязался полностью профинансировать в 2008 году все закупки Аграрного фонда. Это даст возможность фермерам за счет полученных денег расплатиться за минудобрения, необходимые для посевной следующего года.

Второе — производители гарантируют реализацию минудобрений на внутреннем рынке по ценам не выше экспортных.

Стоит отметить, в отличие от меморандума с металлургами, Кабмин ни о какой регистрации или декларировании цен на минудобрения речи не ведет. Как и отказался от озвученной давеча идеи МинАПК ввести рентабельность на продукцию химиков на уровне не выше 10%, поскольку у аграриев нет возможности покупать по заявленным прейскурантам. То есть определение стоимости минудобрений по-прежнему отдается на откуп рынку. Хотя цены в 2008 году, находясь в свободном плавании, действительно зашкаливали. Так, по данным газеты «Коммерсант», мировые цены в январе—сентябре на аммиак увеличились с $395/т до $852 /т, на карбамид — с $382/т до $790 /т, на аммиачную селитру — с $335/т до $540 /т. В Украине эти продукты продавались не намного дешевле. И только сейчас, под влиянием кризиса и перепроизводства, минудобрения упали в стоимости.

Третье — Кабмин обещает содействовать развитию потребления минудобрений на внутреннем рынке и помогать увеличению экспорта. В первую очередь — за счет лоббирования отмены антидемпинговых пошлин для отечественной продукции в США и ЕС.

В принципе, для развития внутреннего спроса правительство имеет определенные рычаги влияния через поддержку аграрного комплекса. Также на совещании химиков с премьером шла речь о создании некого государственного резерва минеральных удобрений. Дескать, с его помощью Кабмин сможет сглаживать в нужный момент (к примеру, во время посевной) ценовые пики. Впрочем, в меморандум идея о госрезерве так и не вошла. Да и неясно, за счет каких финансовых средств в «закрома родины» будут скупать ту же аммиачную селитру.

А вот надеяться на отмену пошлин на украинский аммиак, карбамид или селитру вряд ли стоит. По крайней мере, во время экономического кризиса, затронувшего и США, и Европу. Там ведь собственные производители не знают, куда девать продукцию. И пускать на рынок конкурентов из Украины, имеющих пока возможность демпинговать за счет более дешевого газа ценой той же селитры на рынках в ЕС, никому неохота.

Стоит отметить, что в Европе, наоборот, только усиливаются тенденции защищать внутренний рынок. С 27 октября Еврокомиссия утвердила пошлины на импорт зерновых: 95 евро за тонну пшеницы, 93 евро за тонну ячменя, 24,16 евро за тонну ржи, 8,68 евро за тонну кукурузы. Причем размер ставок будет колебаться в зависимости от мирового рынка. Как уже заявили некоторые отечественные зернотрейдеры, для украинского зерна принятое решение — просто катастрофа, поскольку закрывает «ворота» на основной рынок сбыта. Более того, перекрыт еще один источник поступления валюты в страну, что увеличит долларовый дефицит. А следовательно, и курс «зеленого» на межбанке и в «обменках».

Как и металлургам, правительство пообещало химикам в меморандуме ряд льгот: не повышать стоимость электричества и железнодорожных перевозок для минудобрений, отказаться от целевой надбавки на газ и не увеличивать стоимость его транспортировки внутри страны (эти затраты всегда на плечах потребителей). Планируется освободить от пошлин ввоз энергосберегающего оборудования для модернизации производства удобрений, возвращать экспортный НДС в течение 5 дней.

Также в документе учтено требование правительства воздержаться от увольнений сотрудников на предприятиях химпрома.

Пообещала премьер Тимошенко помочь химикам и финансовыми ресурсами. С одной стороны — через дешевые кредиты. С другой — разблокировав доступ химпредприятий к их собственным деньгам, «замороженным» в виде депозитов в коммерческих банках.

Однако в последнем случае сомнительно, что правительство сможет реально поспособствовать бизнесу.

Во-первых, запрет на досрочное снятие депозитов введен Национальным банком (постановление №319). И только в его компетенции документ отменить.

Во-вторых, как показывает практика, даже когда заканчивается срок действия депозита, банки просто не в состоянии его в полном объеме вернуть предприятию. Не хватает гривневой ликвидности. Не говоря уже о долларах. Поэтому остается только ждать первого долларового транша МВФ, которым Нацбанк намеревается усилить ликвидность банков. Хотя, как говорится, это еще бабушка надвое сказала. Учитывая, как странно финансовый регулятор выходит с долларовыми интервенциями на межбанке, тем самым провоцируя постоянные скачки курса доллара.

Как показала практика, Кабмин не оставил два принятых меморандума пылиться на столах чиновников. И бесполезно висеть в рамочках в кабинетах руководителей металлургических и химических предприятий. Некоторые положения документов, находящиеся в рамках полномочий правительств, оно реализовало на практике.

В отличие от меморандума с металлургами, Кабмин ни о какой регистрации или декларировании цен на минудобрения речи не ведет. Как и отказался от озвученной давеча идеи МинАПК ввести рентабельность на продукцию химиков на уровне не выше 10%, поскольку у аграриев нет возможности покупать по заявленным прейскурантам. То есть определение стоимости минудобрений по-прежнему отдается на откуп рынку.

Так, 19 ноября на заседании Кабмина, по словам министра промышленной политики Владимира Новицкого, было продолжено на 2009 год действие постановления № 925 «Про першочергові заходи щодо стабілізації ситуації, що склалася в гірничо-металургійному та хімічному комплексі» (от 14 октября 2008 года). Среди основных положений — нулевая целевая надбавка на газ, мораторий на повышение стоимости железнодорожных перевозок, рекомендация Национальной комиссии регулирования энергетики отказаться от запланированного увеличения цен на электроэнергию.

Хотя, объективно говоря, помогая промышленникам, правительство не намерено перегибать донорскую планку. Об этом красноречиво свидетельствует опубликованное 19 ноября постановление Кабмина № 998. НАК «Нефтегаз» предписывается с 15 ноября поднять стоимость газа для промышленных потребителей и бюджетных организаций на 23,25% — с 934,7 грн/тыс. м3. до 1152 грн/тыс. м3. Ларчик открывается просто. Поскольку «Нефтегаз» платит за импортный газ в долларах, то из-за резкого подорожания валюты и фиксированной отпускной гривневой цены в последние пару месяцев работал себе в убыток. Теперь же стоимость газа тем же металлургам будет определяться по специальной формуле, учитывающей ежемесячные курсовые колебания.

В то же время совершенно ясно: одними меморандумами и постановлениями правительства страну из начавшегося экономического коллапса не вывести. Необходимо как можно скорее принять целый комплексный пакет антикризисных мер. Благо, наработки уже есть. Ряд законопроектов по поддержке аграрной и строительной сфер Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде. Не отстает и Партия регионов, подготовившая более десяти документов.

Осталось малость — депутатам собраться в сессионном зале, избрать спикера и начать принимать законы. Как они, помнится, ситуативно объединились летом 2007 года, когда требовалось немедленно модернизировать законодательство под нормы ВТО. Депутаты должны наконец-то отбросить «оранжевые» и «бело-синие» амбиции, принявшись, засучив рукава, спасать экономику Украины. И отказаться от перетягивания каната: мол, будем голосовать только за документ, подготовленный Януковичем или Тимошенко. Или давайте, мол, сначала изберем новое правительство или парламент. Ибо еще немного — и просто не останется самой страны, ради которой столь усиленно дерутся наши уважаемые политики….

Мнение эксперта

Сергей Притоманов, исполнительный директор Федерации металлургов Украины

— Сергей Алексеевич, в меморандуме с Кабмином металлурги берут обязательство сокращать зарплату только в рамках внесения изменений в коллективные договоры. Но кое-где уже и так снизили зарплату почти наполовину. В чем нюанс существующего механизма?

— Суть простая: на всех предприятиях есть Положения об оплате труда, которые согласованы с коллективными договорами. Изменения в этих положениях должны быть согласованы с трудовыми коллективами. В настоящее время в ГМК структура заработной платы такова: 50,5% — основная (тариф), остальное — надбавки и премии.

Поэтому снятие надбавок и премий как раз и дает 50%. Другое дело, что люди еще с советских времен привыкли считать, что премия дается всегда. Нужно пересматривать отношение к премии.

— Правительство задекларировало поддержку инициативы предприятий ГМК для защиты внутреннего рынка от недобросовестного импорта. Какие это могут быть меры на практике и насколько они правомерны?

— Речь идет о введении на определенный срок импортных пошлин на отдельные виды металлопродукции, которые в достаточном количестве производятся в Украине, чтобы не допустить демпинговых цен на продукцию из Китая, Турции, РФ. Да, это не совсем согласуется по идеологии с нормами ВТО, но на период кризиса вполне допустимая защитная мера. Кроме того, стимулирует внутреннее потребление металла именно украинского производителя. Общий лозунг: «Купуй українське!».

На практике же для введения пошлин заинтересованные предприятия или группа предприятий должны собрать определенный пакет документов, характеризующий импорт того либо иного вида товара, и передать свое обращение в Министерство экономики Украины, которое и будет принимать соответствующее решение.