Сможет ли Украина изменить свой ущербный статус в мировой экономике?

Чтобы действенно бороться с кризисом, нужно установить его конкретные причины. Чтобы победить его, необходимо осознать, что мы хотим получить в результате борьбы. Крайне важно, чтобы свою роль здесь сыграли общественные организации Украины.

Свою позицию читателям «УТГ» сегодня излагает известный ученый и общественный деятель, сопредседатель «Гражданского форума Украины», председатель Северо-Восточного научного центра НАНУ, академик Владимир Семиноженко.

— Владимир Петрович, многие эксперты утверждают, что кризиса такого масштаба еще не было, и потому никто не знает, как из него грамотно выходить. В чем же, так сказать, оригинальность нынешнего экономического кризиса?

— Экономика развивается циклами. Существуют короткие циклы длительностью в 5—7 лет, более продолжительные — до 30. Известны также так называемые длинные волны Кондратьева, описывающие цикличную логику экономического развития продолжительностью в 60 лет. Например, Великая депрессия, о которой сегодня так часто вспоминают, пришлась как раз на понижательную фазу одной из кондратьевских волн.

Кризис, который начинает разворачиваться (а точнее, проявляться) сегодня, уникален накладкой понижательных фаз сразу нескольких циклов одновременно.

Во-первых, это кризис глобальной финансовой системы и доллара как мировой валюты. Мир столкнулся с незнакомой ранее проблемой: как определить реальную стоимость денег? С тех пор, как в 1971 году доллар «отвязался» от золотого эквивалента, финансы стали жить собственной жизнью, не очень-то оглядываясь на реальный сектор экономики. Во-вторых, мы имеем дело с исчерпанностью технологий, которые многие годы двигали экономику вперед. Больше они ничего двигать не могут — нужна новая научно-технологическая революция. В-третьих, приходит в негодность система международных отношений и кооперации, сложившаяся после 1945 года, в том числе в сфере экономики и финансов. Мы видим, что кризис переживают и ООН, и ОБСЕ, и НАТО, и МВФ, и Всемирный банк, и другие институты послевоенного мира.

Наконец, сегодня очевидно завершается эпоха господства Запада, которая измеряется не десятилетиями, а веками. В каком-то смысле новое тысячелетие началось не в 2001 году, а в 2008-м. Стремительный рост азиатских экономик-гигантов, впечатляющий потенциал и жизнестойкость культур и социумов Китая, Индии, отчасти России выгодно контрастируют с цивилизационным предложением Запада — свободным рынком и обществом потребления. Именно капитализм англосаксонского образца стал источником глобального кризиса, и именно ему, видимо, суждено стать его главной жертвой. Я согласен с исследователями, которые считают, что удельный вес потерь США будет максимальным.

В целом мы должны отдавать себе отчет в том, что стоим на пороге совершенно нового мира. Поэтому кризис так пугает и дезориентирует всех. Никто не знает, чем все закончится, потому что этого действительно не знает никто.

— Является ли украинский кризис частью глобального или он имеет внутреннее происхождение? Какова роль в нем курсовой политики НБУ, популизма правительства, нынешней политической нестабильности?

— Очевидно, что Украина может серьезно пострадать в результате кризиса — серьезнее, чем наши соседи по региону и межстрановым рейтингам экономического развития. Конечно, украинская экономика — открытая экономика. И любой «насморк» в глобальном экономическом пространстве так или иначе затрагивает и ее. Это первое.

Второе. Рост ВВП последних 7—8 лет, который так убаюкивал политиков, основывался на росте продаж украинских товаров сырьевой группы — металлургии и химии. А это очень шаткий фундамент, который сегодня, собственно, и рухнул первым. Весь жирок, который нагуливала экономика в благополучные годы, тут же проедался. Рост зарплат в Украине намного опередил рост производительности труда. Структурная и технологическая отсталость национальной экономики не просто консервировалась, а и усугублялась. Виной тому и популизм правительств (не какого-то одного, а всех без исключения начиная с 2003 года), и эгоизм олигархов, не уделивших никакого внимания модернизации своих заводов. Политическая нестабильность — вообще хрестоматийный случай. Как только в Украине начинался парламентский кризис и объявлялись досрочные выборы, международные рейтинговые агентства мгновенно понижали рейтинг страны. В результате только в глобальном рейтинге конкурентоспособности ВЭФ с 2002 года Украина опустилась на 29 пунктов.

Кризис уже ударил по нашей стране. В октябре объем промышленного производства снизился на 19,8%. В металлургии падение достигло 35–45%. Это признаки надвигающейся рецессии. И пока поводов для оптимистических ожиданий, связанных, к примеру, с антикризисной политикой правительства, парламента, НБУ, не так много, как хотелось бы.

С другой стороны, необходимо осознать, что кризис, особенно тяжелый, пугающий — это всегда шанс мобилизоваться и прорваться к новым рубежам. Понятно, что ни о каких реформах в экономике раньше не могло быть и речи: какое правительство возьмет на себя ответственность за непопулярные меры? Сегодня эти реформы стали не просто возможны, а жизненно важны. Украина может изменить свой довольно ущербный статус в мировой экономике.

— Обрисуйте, пожалуйста, соотношение между спекулятивным и промышленным капиталом в мире и в нашей стране.

— Согласно оценкам Базельского банка международных расчетов, номинальная стоимость деривативов (производных финансовых инструментов) составляет 600 триллионов долларов США. Этот пузырь надувался в течение последних 20 лет. И сегодня он подавляюще огромен. Сравните: мировой ВВП оценивается приблизительно в 55 триллионов долларов.

Финансовый сектор Украины пребывает в несколько инфантильном состоянии, поэтому проблема раздутого капитала для нас не так остра. С началом кризиса большинство спекулятивных игроков из Украины ушли. У нас другие трудности, связанные не с переизбытком, а с недостатком денег. Дешевых и доступных кредитов для украинских предприятий и банков больше не будет. Возможно, не будет и дорогих. Именно с этой проблемой надо бороться — собственными силами.

Совокупные банковские депозиты юридических лиц в Украине составляют 135 млрд грн. Вклады населения — это еще 196 млрд. Плюс 146 млрд хранится в «чулках». По некоторым оценкам, общий объем сбережений сопоставим с годовым ВВП Украины. Этот ресурс необходимо мобилизовать – не только для борьбы с кризисом, а для инвестирования в новый экономический рост.

— Многие банки сегодня являются филиалами иностранных. Будет ли банковская система страны работать на украинский интерес, или она станет решать проблемы материнских банков и Запада в ущерб Украине?

— В Украине 181 банк имеет лицензию на ведение банковского бизнеса. Их совокупные активы по состоянию на октябрь нынешнего года достигли 756,6 млрд грн — это эквивалентно ВВП за 2007 год. Государству полностью принадлежат только два банка. К середине 2008 года иностранным собственникам принадлежало 43% совокупных банковских активов. Остальное контролируется отечественным бизнесом. При этом банковская система Украины невысоко оценивается мировыми рейтинговыми агентствами — приблизительно на уровне Венесуэлы, Ямайки и Боливии.

Я бы сказал, что основные угрозы для отечественной банковской сферы исходят не извне, а изнутри. Кто заставлял наши банки так смело раздавать потребительские кредиты? Почему украинские банки предпочитают работать в долларах, а не в гривнях? Плюс к этому, конечно, дефицит нормальных законов, регулирующих банковскую сферу.

Существует мнение, что кризис в банковской сфере ускорит процесс поглощения отечественных банков иностранным капиталом. Сможет ли Украина противостоять финансовой экспансии из-за рубежа? И до какой степени ей необходимо противостоять? Ответы на эти вопросы необходимо искать уже сегодня. В этом и должна состоять актикризисная политика в банковской сфере.

— Кредит МВФ — на пользу или во вред Украине?

— Надо понимать, что этот кредит выдается на специфические, достаточно узкие цели и на жестких условиях. Вообще кто-то должен написать книгу о том, как Украина умеет сдавать свои интересы в обмен на совершенно призрачные цели. Так было с ядерным разоружением, с ВТО, теперь — с МВФ. Скажите, стоило ли брать на себя обязательство в течение 3 лет согласовывать с МВФ всю национальную политику в бюджетной, монетарной, кредитной, даже энергетической сфере только ради возможности временно распорядиться шестнадцатью миллиардами долларов, которые, по большому счету, ничего в нашей экономике не решат? Еще вопрос: почему правительство согласилось с антикризисной рецептурой МВФ, в основе которой — повышение налогов и девальвация национальной валюты и которая больше подходит для стран с развитой перегретой экономикой, а не для развивающихся и уязвимых стран?

Складывается впечатление, что этот кредит – жест отчаяния украинской власти. Такое ощущение, что даже самые кабальные условия, на которых Украине может быть предоставлена внешняя помощь, пугают наших политиков меньше, чем необходимость решать проблемы государства самостоятельно — своим умом и своими силами.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть конкретные меры по выходу из кризиса?

— Еще в октябре «Украинский форум» организовал дискуссию по проблеме выхода из финансового кризиса. Тарута, Тигипко, Новинский, другие крупные отечественные бизнесмены в прямом эфире телевидения обсуждали шаги, которые должна сделать власть в отношении отечественных банков и предприятий, но так и не сделала. Тогда же мы приняли Украинскую антикризисную декларацию, с содержанием которой можно ознакомиться на нашем сайте. Вкратце наши предложения сводились к следующему: усиленно инвестировать в большие инфраструктурные проекты, сбалансировать бюджет, снизить учетную ставку НБУ для облегчения доступа к кредитам и налоговую нагрузку на отечественные предприятия.

Декларация была немедленно направлена всем ответственным лицам – от Президента, премьер-министра до глав депутатских фракций. Пока мы видим, что правительство склоняется к прямо противоположной стратегии, которая может привести, в лучшем случае, к «залечиванию» симптомов кризиса, но никак не к полному излечению и возрождению украинской экономики.

В этой ситуации очень важно создавать общественное давление на власть, чтобы подталкивать политиков к принятию правильных, а не легких, как они привыкли, решений. В этом «Украинский форум» и видит свою задачу.