С утверждением, что сельское хозяйство страны нуждается в новых подходах и качественных изменениях, согласится, наверное, каждый. Об этом и об альтернативном пути развития аграрного сектора мы беседовали с президентом Федерации органического движения Украины Евгением Миловановым
Сельское хозяйство, без преувеличения, остается одним из немногих «козырей» экономики Украины. Мы все еще собираем большие урожаи и экспортируем сырье: мать-природа подарила украинцам почти идеальные условия для развития аграрного сектора. Однако есть серьезные основания считать, что «академический» подход к земле может в ближайшее время привести к необратимому ухудшению состояния почв и качества сельхозпродукции. Но в этой публикации речь пойдет не о недостатках традиционного способа ведения сельского хозяйства, а о нетрадиционных подходах к земледелию. Недавно в Киеве состоялась совместная пресс-конференция, проведенная Министерством аграрной политики Украины и Федерацией органического движения Украины, и у нас была возможность встретиться с ее президентом Евгением Миловановым.
— Евгений Владимирович, чтобы мы могли представить хотя бы приблизительно масштабы органического движения в Украине, расскажите, пожалуйста, подробнее о федерации, которую вы возглавляете.
— Федерация основана в 2005 году и насчитывает около ста коллективных и индивидуальных членов. Часть из них, в свою очередь, это ассоциации и федерации, поэтому можно говорить о нескольких десятках тысяч опосредованных членов. Что же касается непосредственных членов федерации, то среди них есть как агрофирмы, фермеры, так и научные учреждения, например Ботанический сад имени Гришко, НУБиП, Институт почвоведения имени Соколовского… Мы не ставим целью создать структуру, которая объединяла бы исключительно производителей. Главное — создание широкой сети, где нашлось бы место и производителям, и переработчикам, и ученым. А это уже не ассоциация, а настоящее движение.
— Органическое земледелие в вашей интерпретации — это…
— Знаете, неинформированные люди иногда, слыша слова «органическое земледелие», представляют лошадку с сохой. На самом же деле органическое земледелие — это прежде всего заботливое отношение к земле. Живая почва должна сразу впитывать воду, а на бывших колхозных полях после дождя по нескольку дней стоят лужи: тяжелая техника буквально спрессовывала землю на протяжении десятков лет. Анализ биологической активности таких почв свидетельствует о том, что содержание в них живых организмов намного ниже нормы — результат бездумного применения химических удобрений и веществ защиты растений. Интенсивность процессов разрушения и деградации почв вследствие использования устаревших агротехнологий и несоблюдения фундаментальных законов и правил сельскохозяйственной деятельности достигла опасного для экономической стабильности государства уровня: влияние эрозии испытывают 57,5% земель страны, количество эродированных земель ежегодно увеличивается на 80—90 тыс. га. Эрозия ежегодно «съедает» около 11 млн т гумуса, 0,5 млн т азота, 0,4 млн т фосфора и 0,7 млн т калия. 38% пахотных земель страны переуплотненные. В последнее время интенсивно увеличиваются площади кислых и солонцовых почв. На сегодня более 40% пахотных земель Украины нуждаются в химической мелиорации — комплексе мероприятий, направленных на улучшение физико-химических и физических свойств почв. Понятно, что все выращенное в таких условиях наносит вред здоровью. Поэтому органическое земледелие, подчеркиваю еще раз, предусматривает заботливое отношение к бесценному дару природы — земле. А это означает во многих случаях отказ от глубокой пахоты и использование только натуральных удобрений. Допускается применение только чистых минеральных удобрений в измельченном виде.
— Значит, и использование генномодифицированных культур исключено?
— Да, бесспорно, полностью исключается выращивание и использование ГМО-культур. Почему так категорически? Вот недавно на пресс-конференции в Министерстве аграрной политики один журналист несколько раз спрашивал меня об одном и том же: «А почему же ГМО плохое?». Об этом лучше знают специалисты-ученые. Мы же исходим из того, что влияние генномодифицированных культур на человеческий организм недостаточно исследовано. Одно дело — проводить опыты на мышах, совершенно другое — проследить реакцию организма человека. Для этого нужны десятки лет и, по меньшей мере, три поколения. Поэтому наше резюме категорично: нельзя! В тушенку же при ее изготовлении не добавляют, например, тыкву, поскольку такое не предусмотрено рецептурой. Так же и чистые продукты не должны содержать ГМО.
А с тем журналистом мы, в конце концов, достигли согласия. Я спросил: какую из двух видов колбасы «Докторская», абсолютно одинаковую по внешнему виду и цене, он купит — обычную или содержащую ГМО? Понятно, обычную — был ответ. Вот видите, главное для нас, чтобы был выбор, а взрослый человек сам уже разберется, какие продукты покупать.
— Кстати, о цене. Считается, что биопродукты должны быть более дорогими…
— Себестоимость производства таких продуктов немного выше из-за логистической составной, ведь площади, на которых ведется органическое земледелие, пока сравнительно небольшие. Соответственно возрастает стоимость транспортировки, есть и другие затраты. Однако я бы не сказал, что наши продукты дороже. Вот сколько сейчас стоит пачка масла? (отвечаю: «От четырех гривень». — И. П.). То есть обычное масло может стоить и четыре, и тридцать гривень. Вас же никто не заставляет покупать масло за тридцать, как и за четыре. В разных магазинах одна и та же продукция может иметь разную цену. Поэтому не надо думать, что продукция органического сельского хозяйства должна стоить обязательно дороже. Кстати, вот попробуйте…
(Евгений Владимирович наливает мне чашку сладкого напитка и объясняет, что это брусничный сироп. Вкус действительно напоминает лучшие образцы из домашних запасов, сделанных «для себя». Говорю, что не пил ничего вкуснее с советских времен).
— И тогда не пили, — улыбается Милованов. — Здесь практически нет никаких примесей, а будет стоить бутылка такого напитка меньше 30 гривень — вполне сравнимо с обычными продуктами. Вы сиропа такого качества и в Европе не найдете.
Недавно я побывал в Индии, — продолжает Евгений Владимирович. — Сейчас там из-за кризиса у фермеров возникли проблемы со сбытом. Смотрю, а они выставляют одинаковую цену и на органическое зерно, и на выращенное традиционным способом. Спрашиваю: почему? А потому, хитро улыбаются, что прежде всего раскупят органическую продукцию как более качественную, а тогда уже будет видно…
— Конечно же, такая сельскохозяйственная индустрия нуждается в надлежащей законодательной поддержке…
— При нашем участии разработан проект закона «Об органическом производстве», он уже рассматривался в Верховной Раде в первой редакции, а сейчас дорабатывается. Почему не приняли раньше? Во-первых, вы сами хорошо знаете, что парламент работает нестабильно. Во-вторых, с 1 января 2009 года в странах Евросоюза вступает в действие новое законодательство в области органического земледелия. Если бы приняли закон осенью, он сразу бы устарел. Учитывая, что главным рынком сбыта нашей продукции является европейский, это было бы нецелесообразно. К этому времени большинство хозяйств должны были отдельно сертифицировать свою продукцию по стандартам ЕС. Принятие закона позволит формировать внутренний рынок. К слову, в Европу мы экспортируем прежде всего зерновые, бобовые и масличные культуры, а на внутреннем рынке наиболее востребованы крупы, мука, соки, сиропы и повидло.
— Кстати, смотрю я на карту мира, на которой показаны масштабы площадей, отведенных под органическое земледелие, и вижу, что Украина — среди лидеров…
— Да, среди стран Центральной и Восточной Европы мы занимаем второе место: под органическое земледелие у нас отведено свыше 260 тысяч гектаров. Впереди только Чехия, но там намного больший процент пастбищ и сенокосов, чем у нас. В соседней Молдове в десять раз меньше площади сертифицированных земель, но при этом в стране уже больше двух лет действует органическое законодательство, правительство Молдовы финансово поддерживает товаропроизводителей.
— Евгений Владимирович, вы недавно обнародовали не очень оптимистичную цифру: в Украине органическим земледелием занято меньше 1 процента обрабатываемых земель. Какие, по вашему мнению, перспективы у отрасли?
— Согласно разработанной нашей федерацией по заданию Министерства аграрной политики Украины концепции Государственной программы развития органического производства в Украине, доля таких земель должна составлять к 2015 году не меньше 7 процентов.
Объем мирового рынка потребления органических продуктов сейчас составляет ориентировочно 40 миллиардов долларов США и имеет тенденцию к ежегодному росту приблизительно на 10 процентов. Добавим к этому, что украинский рынок фактически не освоен, а потому при правильном подходе украинское органическое движение имеет все шансы занять заметное место в экономике страны. Еще раз отмечу: каждый гражданин должен иметь право выбора продуктов.
Если учесть другие факторы, то развитие органического движения способно решить целый комплекс проблем, в частности, уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду, значительно повлиять на ресурсосбережение и уменьшение энергоемкости в сельском хозяйстве, сохранить плодородность почв. Не следует забывать и об одном из главных факторов — улучшении здоровья как работников аграрного сектора, так и всего населения Украины. К тому же развитие органического земледелия будет способствовать развитию украинского села, созданию новых рабочих мест. В свою очередь правильно организованная система органического земледелия усилит конкурентоспособность сельского хозяйства Украины на международном рынке.
Справка
Что такое органическое сельское хозяйство
По определению Международной федерации органического сельскохозяйственного движения (IFOAM) органическое сельское хозяйство — это производственная система, поддерживающая здоровье почв, экосистем и людей. Оно зависит от экологических процессов, биологического разнообразия и естественных циклов, характерных для местных условий, при этом исключается использование вредных ресурсов, приводящихт к неблагоприятным последствиям. Органическое сельское хозяйство объединяет в себе традиции, нововведения и науку с целью улучшения состояния окружающей среды и содействия развитию справедливых взаимоотношений и надлежащего уровня жизни общества.