Заставит ли резкое снижение темпов ВВП и налоговых поступлений включить власть «печатный станок» для выплат зарплат и пенсий?

15 декабря в своей авторской колонке в газете «New York Times» Пол Кругман, нобелевский лауреат по экономике 2008 года, сделал прогноз: в рамках экономического кризиса Украина пройдет путь Индонезии конца 1990-х годов. Это, конечно, не «аргентинский сценарий» с народными бунтами и погромами, но тоже ничего хорошего в себе не несет. Тогда, помнится, в Индонезии инфляция достигла 77%, ВВП сократился на 13,7%. Украина по итогам октября-декабря еще только начинает свое кризисное падение. Но это еще все «цветочки». А настоящие «плоды» будут уже в начале следующего года — серьезный дефицит бюджетных средств на выплаты зарплат и пенсий. А вот КАК ИМЕННО его покроют — поставят на поток эмиссию гривни или реализуют продуманную экономическую политику — зависит от мудрости наших правителей.

Борьба с кризисом под «украинским соусом»

Недавно Госкомитет статистики опубликовал два отчета, характеризующих динамику экономического кризиса в Украине. «УТГ» специально приводит сравнение именно показателей месяц к месяцу текущего года, а не к периоду прошлого. Ибо тогда катастрофические тенденции видны более наглядно.

Первый отчет был посвящен объемам промышленного производства. То бишь развитию реального сектора экономики. За ноябрь зафиксировано общее рекордное снижение на 15,2% по сравнению с октябрем. Наибольший удар пришелся на традиционные экспортные отрасли: химическую (20%) и металлургическую (23,5%), а также машиностроение (32%). Отмечается резкое снижение добычи полезных ископаемых для нужд строительства (51,4%).

Инфляция в Украине в июне-ноябре 2008 года, %

Второй отчет касался тенденций ВВП. Ведь в европейских странах кризис не ощущается столь сильно по той причине, что спад производства компенсируется стабильным развитием других составляющих внутреннего валового продукта — сферы услуг, торговли, строительства и прочего. В Украине, к сожалению, подобной подстраховки не произошло. Так, согласно Госкомстату, с октября по ноябрь сократились показатели выпуска товаров и услуг в строительстве (3,4%), торговле (4%), транспорте (1,1%), сельском хозяйстве (0,4%). В целом ВВП за ноябрь уменьшился на 2,2% (к показателям октября). Для сравнения: в 2007 году, даже учитывая стремительную инфляцию, за этот период ВВП снизился только на 0,1%.

Подчеркиваем, что это только ноябрьские показатели. По мнению экспертов, в декабре картина как с промпроизводством, так и с ВВП будет еще хуже. И немалую роль в этом играет несколько основных факторов.

Первое: до сих пор не приняты антикризисные законы и не запущен механизм их выполнения.

Если в Европе, США и России экономику уже активно спасают, то в Украине продолжают заниматься политическими играми. То спикера снимают-выбирают, то коалицию в очередной раз долго и нудно формируют. Только 12 декабря показалось, что Верховная Рада решила наконец-то активно поработать во благо экономики и рассмотреть 6 правительственных антикризисных законов, направленных на поддержку АПК, военно-промышленного строительства, автопрома, на улучшение торгового сальдо. Но на первом чтении все и закончилось. Далее документы передали на доработку в парламентские комитеты. Хотя, согласно регламенту ВР, они через них уже прошли.

Глава Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Николай Азаров публично апеллировал: дескать, нельзя поддерживать отдельные отрасли без целостного бюджета. Однако опыт той же России показывает, что можно. И именно данные законы выступают дальнейшим ориентиром, поскольку позволяют понять, насколько придется корректировать макропоказатели. Так, принятый Радой 18 декабря Закон «Щодо мінімізації впливу фінансової кризи на розвиток вітчизняної промисловості» освобождает от уплаты таможенной пошлины ввоз оборудования и комплектующих для перерабатывающей промышленности. Соответственно уменьшатся налоговые поступления в бюджет. Что уже сейчас необходимо учитывать при подготовке бюджета-2009.

Второе: непредсказуемые скачки курса доллара и «кредитный голод».

Экономика Украины, как известно, слишком сильно привязана к доллару. Поэтому когда «зеленый» на прошлой неделе резко девальвируется до 10 грн, а потом, за считанные часы, после «разбора полетов» у Президента Виктора Ющенко, стремительно падает до 7—7,5 грн, то многим становится просто невыгодно заниматься бизнесом. Поскольку у предпринимателей, большинство которых живет за счет долларовых кредитов, заемные деньги подорожали за полгода почти в два раза. Ресурсов погашать долги просто нет, уверенности в завтрашнем дне тоже. И нельзя резко поднимать цену продукции, поскольку население просто перестанет покупать. Следовательно, приходится снижать объемы производства или сворачивать бизнес. Не говоря уже об импортерах, которым стало невыгодно завозить многие товары в страну.

Сильно бьют по промышленному производству и ВВП практически полностью замороженные кредиты в реальный сектор. Но тут уже причину стоит искать в украинской ментальности. Ведь сложно понять, почему выделенные на рефинансирование Нацбанком почти 40 млрд грн пошли на спекуляцию с долларом на межбанке или вывод капитала за границу? Или почему 19 декабря Нацбанк предложил увеличить учетную ставку с 12% до 18%, что аналогично взвинтит стоимость гривневых кредитов для бизнеса и населения? Хотя во всем мире учетные ставки снижаются, чтобы «оживить» экономику дешевыми деньгами. А может, таким образом наша власть старается уменьшить в страну импорт, одну из причин нынешних курсовых скачков? Но ведь надо понимать, что от «кредитного голода» пострадают в первую очередь национальные производители. Следовательно, надо использовать иные механизмы.

От перемены мест слагаемых…

В субботу премьер-министр Юлия Тимошенко пообещала в ближайшие дни подать в Раду новый проект бюджета-2009. Учитывающий все кризисные реалии. Однако насколько сей документ будет соответствовать истине — вопрос спорный.

Правительство до последнего откладывало пересмотр макроэкономических показателей на 2009 год. И только 17 декабря утвердила: рост ВВП составит 0, 4% (ранее предполагалось 6%), инфляция — 9,5% (тот же показатель). Мягко говоря, уж очень оптимистические цифры. Так, согласно декабрьским прогнозам МВФ, инфляция в Украине составит 18,8%, а ВВП упадет на 2,5% по сравнению с текущим годом.

Сильно бьют по промышленному производству и ВВП практически полностью замороженные кредиты в реальный сектор. Но тут уже причину стоит искать в украинской ментальности. Ведь сложно понять, почему выделенные на рефинансирование Нацбанком почти 40 млрд грн пошли на спекуляцию с долларом на межбанке или вывод капитала за границу? Или почему 19 декабря Нацбанк предложил увеличить учетную ставку с 12% до 18%, что аналогично взвинтит стоимость гривневых кредитов для бизнеса и населения? Хотя во всем мире учетные ставки снижаются, чтобы «оживить» экономику дешевыми деньгами.

Возникает логический вопрос: в чем причина попыток занизить инфляцию и подобрать нужный ВВП? «Ларчик» открывается достаточно просто.

Первое: Кабмину необходимо максимально уменьшить уровень зарплат и пенсий.

Как известно, Украина в меморандуме с МВФ, необходимом для получения кредита, взяла на себя обязательства индексировать рост минимальных зарплат и пенсий к ежеквартальному росту инфляции. Соответствующие положения (в части зарплат) были прописаны в принятом 31 октября Законе «Про першочергові заходи щодо запобігання негативним наслідкам фінансової кризи». Поэтому все элементарно: занижен официальный уровень инфляции — меньше цифры в бюджете. Меньше расходы на бюджетников и пенсионеров. Да, в условиях кризиса это необходимая мера. Только в очередной раз смущает, что власть не говорит «затяните пояса» открыто, предпочитая действовать кулуарно.

Второе: делается попытка искусственно подогнать бюджет под минимальный дефицит.

Тот же меморандум с МВФ установил Украине жесткие рамки сбалансированного бюджета. С десятыми долями процента ВВП. А еще лучше — вообще без дисбаланса. Президент Виктор Ющенко прямо заявил: бюджет-2009 вообще должен быть бездефицитным, иначе он его не подпишет. Для сравнения: в 2008 году недостача в казне, по последним прогнозам, планируется на уровне 1% ВВП, или около 16 млрд грн.

В общем, снижение ВВП только до 0,6%, в отличие от прогнозов МВФ, с одной стороны, позволяет уменьшить дефицит бюджета. Хотя бы визуально. С другой — частично завышенные показатели на законном основании не позволяют сильно «срезать» на бумаге финансирование госпрограмм по поддержке разных отраслей промышленности, субвенции регионам и прочее. Другое дело, получат ли они эти миллионы на самом деле.

Бюджетный тупик

Головоломки вокруг макроэкономических показателей бюджета, спад промышленности и ВВП — это только половина головной боли украинского правительства. Самое страшное состоит в осознании простой истины: казну просто нечем наполнять. Особенно в начале года.

Министр финансов Виктор Пинзенык откровенно заявил: из-за снижения ВВП бюджет недополучит в ноябре-декабре в виде налогов и пошлин около 7 млрд грн. Это еще не провал, поскольку предыдущие месяцы план перевыполнялся, но уже первый серьезный сигнал. Ведь динамика налоговых поступлений идет вниз. Меньше будет импорта, меньше производства внутри страны (снижение НДС, подоходного), массовые увольнения (подоходный).

Вторым сигналом можно назвать подсчеты аналитиков из Секретариата Президента, назвавших суммарный дефицит только Пенсионного фонда и Фонда занятости по безработице в 2009 году на уровне 41,2 млрд грн. И это чтобы выполнять исключительно текущие обязательства, без повышений. Косвенным подтверждением грядущих проблем с пенсиями является принятый Радой 12 декабря закон об изменениях в бюджет, согласно коему на финансирование дефицита Пенсионного фонда выделено до конца года 5,2 млрд грн!

Что уж говорить о вероятном дефолте Фонда социального страхования на случай безработицы, если только на 1 декабря, согласно Госкомстату, на учете состояло 639,9 тыс. безработных (2,3% от трудоспособного населения), получавших, в худшем случае, минимальное пособие около 500 грн. В лучшем — на уровне средней зарплаты в регионе. А эксперты прогнозируют, что безработица может вырасти до 15%.

Третий сигнал — активные поиски Минфином денежных источников. Одним из них стал Нацбанк. Несмотря на то, что ст. 54 закона о НБУ запрещает ему финансировать бюджет, в ноябре-декабре Нацбанк сначала прокредитовал, а потом выкупил у коммерческих банков облигации внутреннего займа Минфина на 8 млрд грн.

В Кабмине и ломают голову, как выплачивать людям зарплаты и пенсии. Особенно в январе и феврале, когда налоговые поступления максимально сократятся. «Горячие головы» предлагают ненадолго включить «печатный станок». Дескать, чуть-чуть гривни напечатаем, а потом быстро изымем из оборота. Но, как показывает опыт, начав эмиссию денег, остановиться сложно. Тем более, мы это уже проходили в 90-х с тогдашней гиперинфляцией…