Китайский ответ мировому кризису

Поразительные темпы роста экономики КНР в последние десятилетия заставили весь мир говорить о «китайском чуде». За тридцать лет реформ ВВП Китая вырос в 15 раз, внешнеторговый оборот увеличился стократно (с 20 до 2000 миллиардов юаней), число трудоустроенного населения утроилось. Однако и в Поднебесной наблюдается влияние мирового финансового кризиса. В результате сокращения спроса на китайский экспорт темпы роста ВВП во втором полугодии текущего года стали самыми медленными за последние 5 лет.

Девятого ноября нынешнего года Госсовет КНР обнародовал свою антикризисную стратегию. Чтобы поддержать национальную экономику, власти Китая разработали пакет антикризисных мер общим объемом 4 трлн юаней ($590 млрд). Меры, запланированные правительством Китая для оздоровления собственной экономики, беспрецедентны. Ведь КНР оказывает наиболее масштабную помощь национальной экономике – до 13% от ВВП. Для сравнения: поддержка Южной Африки составила лишь 6% ВВП, США — 1%, России — 0,5%.

Помимо проведения активной финансовой политики и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности, стратегическим направлением в Китае признано развитие внутреннего рынка.

Актуальность последнего направления очевидна: в условиях сокращения потребительского спроса в мире появляется необходимость в перенаправлении значительной части китайского экспорта на внутренний рынок. Потенциал внутреннего спроса Китая велик, однако пока его вклад в рост ВВП страны не превышает 40% (для сравнения: в США — 70%). И чтобы активизировать его, нужно поднять покупательную способность населения, то есть уровень доходов. Каким образом планируется решить эту задачу в Китае?

Госсовет КНР дал достаточно конкретный ответ на этот вопрос. В планах правительства — ускоренное строительство автомагистралей, железных дорог, аэропортов, жилья и социальных объектов. Особое внимание уделяется развитию социальной инфраструктуры села, сферы услуг и туризма, а также экологическим проектам.

Недавняя поездка в Китай подтолкнула автора к анализу адекватности запланированных Китаем антикризисных мер на основе собственных наблюдений и впечатлений.

Квартирный вопрос

Благодаря открытости экономики капитальное строительство в КНР развивается быстрыми темпами. За 2007 год объем вложений в эту отрасль вырос на 29% и составил $158 млрд. Растут объемы вложений в недвижимость, ежегодно Китай потребляет около 40% всего мирового бетона. Самые крупные за последние 10 лет объекты (в масштабах мира) построены в Китае, здесь же находится большинство сверхвысотных зданий.

В городах КНР сейчас наблюдается бурный строительный бум: рядом с недавно построенными высотками возводятся новые небоскребы, неподалеку от кварталов новостроек растут стройплощадки, одетые в строительные леса и конструкции. Подъемные краны и строительная сетка — непременные атрибуты городских пейзажей. Количество высотных зданий даже в мелких (по китайским меркам — до 1 млн жителей) городах поражает. Китайцы сейчас не строят пятиэтажных зданий (даже супермаркеты у них в 6—7 этажей!), редко возводят десятиэтажки. Потому 40-этажные высотки — не редкость даже в уездных городах и поселках. Плотные жилые массивы из 20—30-этажных высоток восхищают разнообразием архитектуры, эстетичным оформлением, продуманностью инфраструктуры, благоустройством двориков, ухоженностью клумб и газонов. Здесь используются лучшие наработки современной архитектуры, поэтому китайские города больше напоминают европейские или американские мегаполисы, чем центры восточной культуры.

Китай сегодня можно назвать «большой строительной площадкой», на которой реализуются самые дерзкие проекты. В перечне недавно завершенных грандиозных объектов — главный стадион Олимпийских игр «Птичье гнездо» и телецентр в виде двух падающих башен в Пекине; Всемирный финансовый центр в Шанхае (101 этаж, высота 492 м), новые терминалы в аэропортах Пекина и Шанхая (в сравнении с этими терминалами Борисполь и Шереметьево кажутся провинциальными автовокзалами).

Тысячи рабочих трудятся на стройплощадках с утра до вечера, и поэтому маленькая деревня вырастает в современный город за несколько лет. Именно такую историю имеет Шэньчжэнь — город на юго-востоке страны, в провинции Гуандун. Тридцать лет назад он был рыбацкой деревушкой, а сейчас это современный деловой и индустриальный центр с населением около 5 миллионов, с самым высоким в стране уровнем образования и доходов. Широкие улицы, зеркальные небоскребы и буйная, но тщательно ухоженная зелень не могут не вызывать восхищения. А уникальные тематические парки («Китай в миниатюре», «Окно в мир» и другие) поражают размахом и масштабами, качеством исполнения миниатюрных копий мировых достопримечательностей и количеством труда, вложенного в них («китайская стена», сложенная из крошечных кирпичиков, тянется несколько километров, а «эйфелева башня» не намного уступает в размерах оригиналу!).

Казалось бы, как еще намерены развивать строительство китайские власти? Однако работы здесь хватит. Чтобы убедиться в этом, нужно просто свернуть с широкой улицы в старом районе и попасть внутрь квартала. Если по его периметру выстроены красивые высотки, то внутри совершенно другая картина. Прилепленные друг к другу одноэтажные строения, напоминающие самые скромные дачные домики, не крашенные и не беленные со времен их постройки, давят на вас с двух сторон, заставляя опасливо оглядываться по сторонам и с тайным злорадством думать, что в Украине таких трущоб нет.

Нередко рядом с пятизвездочным отелем, поражающим роскошью, а их даже в каждом уездном городе насчитывается около десяти (для сравнения: в Киеве сегодня только 5 таких отелей), можно обнаружить такие халупки, в каких у нас согласились бы жить только бомжи.

По данным китайской статистики, в условиях крайней нищеты проживает 2% населения (26 млн человек), причем преимущественно сельского. Китайцев, живущих в трущобах, о которых говорилось выше, значительно больше. Так что планы ускорения темпов жилищного строительства в КНР вполне обоснованы и актуальны.

Мечта украинских водителей

Развитие транспорта определяется общим экономическим состоянием страны, а в Китае бурное развитие этой отрасли обусловливается еще и численностью населения и размерами территории.

Автодороги Поднебесной — мечта украинских водителей: многополосные, с отличным покрытием, с современными многоуровневыми развязками, понятной разметкой и поразительной чистотой. Новые 8—10-полосные проспекты в городах построены с перспективой, с учетом постоянно растущего потока транспорта. Трехэтажные надземные переходы, четырехъярусные развязки, парковки и подземные паркинги — все это упрощает движение в городе, хотя и не избавляет от «пробок». Автобаны здесь платные, но платить есть за что, ведь ездить по ним — одно удовольствие! Над каждой полосой висит табличка с указанием типа транспорта, который может по ней передвигаться. Склоны, насыпи и откосы вдоль дорог повсеместно укреплены железобетонной арматурой.

Однако все вышесказанное не относится к дорогам, соединяющим небольшие города и поселки. Здесь более привычная для украинских автолюбителей картина: узкое полотно, разбитое покрытие, грязь. Словом, есть над чем поработать трудолюбивым жителям Китая (при условии выделения запланированных в рамках антикризисных мер средств).

Нельзя не упомянуть об общественном транспорте в КНР. Автобусы — и дальнего следования, и городские — приятно удивляют обязательным наличием кондиционеров, пакетиков для мусора и даже бесплатной (или входящей в стоимость билета) минеральной воды. Правда, билет на китайский автобус обходится дороже, чем на украинский. А вот такси в Поднебесной дешевле и оплата — строго по счетчику.

Несмотря на развитие авиаперевозок, большое значение сохраняет железнодорожный транспорт. И здесь Китай впереди если не «планеты всей», то значительной ее части. В прошлом году в КНР был выпущен самый скоростной в мире поезд, способный развивать скорость до 300 км/час. Множество скоростных составов, курсирующих между крупными городами страны со скоростью до 250 км/час, отличаются повышенной комфортностью.

Отдельного описания заслуживает китайское метро. Первый метрополитен в Китае появился в Пекине в 1969 году, сегодня подземный

Транспорт есть в 9 городах страны. В провинции Гуандун (лидер экономического развития в стране) — две подземки: в административном центре Гуанчжоу (1998 г.) и в уже упоминавшемся Шэньчжэне (2001 г.). Попав туда, понимаешь, что и в экономическом, и в техническом отношении мы отстали от Китая не на год и не на пять, а на целое поколение. Закрытые прозрачным пластиком платформы с раздвижными дверями, электронные схемы движения поездов, жидкокристаллические экраны и бегущая строка в вагоне, автоматы с сенсорными мониторами для продажи жетонов, турникеты, проверяющие соответствие оплаты маршруту, светящиеся повсюду указатели (на китайском и английском), а также туалеты с туалетной бумагой, гелем для мытья рук и бумажными полотенцами… Поразительно и то, что даже в час пик бешеной давки, как в Киевском метро, в Китае не бывает.

Ликбез по-китайски

Нельзя не восхититься поразительными изменениями, произошедшими в стране за 30 лет. Ведь еще в 1978 году (начало реформ) из 900 млн населения Китая 300 млн по сути были нищими, а 80% населения — неграмотным. Сегодня в Поднебесной живет около 1 млрд 400 млн человек, количество бедных сократилось более чем в 10 раз, неграмотных в стране насчитывается лишь 5%.

Однако сами китайцы признают, что проблем в социальной сфере у них немало. Прежде всего, это хорошо знакомое нам недофинансирование. По расходам госбюджета на образование Китай, как говорят у нас, «пасе задніх»: ВВП в 2007 году вырос на 65,5% по сравнению с 2003-м, а процент отчислений с тех пор остался прежним — 2, 25%.

Сложная ситуация и в здравоохранении: количество людей, лишенных медицинской помощи, остается устрашающим (преимущественно это сельское население). Однако и в городах не все гладко. Меня поразила картина в детской поликлинике: в общем холле, где родители с детьми ждут приема врача, производятся лечебные манипуляции — делаются уколы, ставятся капельницы, обрабатываются ссадины и раны.

Конечно, поддерживать эффективную систему здравоохранения, рассчитанную на пятую часть населения земного шара, непросто. И власти КНР это понимают, потому и планируют в ближайшие два года увеличение финансирования здравоохранения и всей социальной сферы. В планах — строительство новых и ремонт старых больниц и школ, обновление оборудования, улучшение качества услуг.

Ожидается, что реализация проектов по развитию внутреннего рынка позволит не только повысить уровень доходов работающего населения, но и трудоустроить миллионы людей, что для КНР крайне важно. Ведь, несмотря на бурное развитие экономики, уровень безработицы здесь остается высоким и может еще возрасти в связи с сокращением спроса на китайские товары на мировом рынке.

Так что Китай и в борьбе с мировым кризисом пошел своим путем, решив, что, несмотря на финансовые истоки кризиса, помогать надо не банкам или биржам, а внутреннему потребителю, стимулируя его спрос в самых различных областях. И именно расширение внутреннего потребления — та панацея, которая поможет Поднебесной смягчить негативное влияние мирового экономического кризиса, не допустить резкого падения темпов роста производства, предотвратить экономический спад.

Экспертное сообщество высоко оценило планы китайского правительства и выразило надежду на то, что устойчивое развитие китайской экономики — важной составляющей международной экономической системы — станет благом для всего мира в условиях глобального финансового кризиса.

Избрав 30 лет назад правильную стратегию развития, китайцы не стали участвовать в спорах о преимуществах и недостатках капиталистической и социалистической систем, а, взяв рациональное из обеих, начали целенаправленно работать, строить и развиваться. Мы же последние 20 лет только ломали да пререкались. Видимо, у каждой страны свое время разбрасывать и собирать камни. Когда же мы начнем собирать их?