За последний год Днепро-дзержинск трижды обращался в высшие органы государственной власти с настойчивым предложением разместить новый завод по фабрикации ядерного топлива на промышленной площадке бывшего ПО «Приднепровский химический завод».
«Дайте ядерный объект!»
Главные аргументы Ярослава Корчевского, занимавшего до этих выборов пост городского головы, были такие: наличие двух предприятий, задействованных в государственной программе «Ядерное топливо Украины», — ГП «Смолы» и государственное научно-производственное предприятие «Цирконий»; выгодное транспортное сообщение (железнодорожное, автомобильное и водное); существование инженерных сетей и коммуникаций, необходимых для развития промышленного производства; возможность провести комплексную очистку территории от радиоактивного загрязнения и таким образом выполнить значительную часть государственной экологической программы.
С реализацией этой идеи город получит современный промышленный комплекс со стабильным финансовым обеспечением и высоким уровнем производственной культуры, дополнительные рабочие места, увеличение налоговых отчислений в местный бюджет, решение ряда экологических проблем.
Промплощадка ПО «ПХЗ» не впервые фигурирует в списке наиболее привлекательных для строительства завода по фабрикации ядерного топлива. 15 лет назад здесь побывали представители американской компании IBB и украинского Гос-коматома. Изучив все нюансы, они пришли к выводу, что новый «ядерный» объект потребует создания санитарно-защитной зоны в 1,5 км. Пришлось бы заняться сносом жилых домов и отселением из прилегающих районов. Но ни городское руководство, ни украинские ведомства к такому повороту событий не были готовы, и вопрос повис в воздухе.
Еще один шанс
Юрий Коровин, один из участников тех событий, возглавлявший ПО «ПХЗ» в течение 24 лет, считает, что строительство завода по фабрикации ядерного топлива может стать мощным толчком к реанимации всей территории некогда гигантского предприятия. Но даже если ТЭО будущего завода будет разработано не в пользу днепродзержинского варианта, об этой территории забывать не следует.
— На мой взгляд, при объявлении тендера по выбору проекта строительства завода надо было поставить условие: включить в перечень обязательных мероприятий ликвидацию хвостохранилищ радиоактивных отходов, — делится своими мыслями Ю. Коровин. — Это несет огромную выгоду всем участникам процесса. Во-первых, из хвостохранилищ можно еще извлечь около 2000 тонн урана (по предварительным данным). Во-вторых, все отходы можно транспортировать в хранилище «Сухачевское», вторая секция которого более чем наполовину свободна (общий объем — 35 миллионов кубометров). Оно считается одним из лучших в Европе по уровню защитных сооружений. Поскольку тендер выиграла Россия, не поздно вернуться к данному вопросу и сегодня. Ведь от нас в Россию ушли десятки тысяч тонн закиси-окиси урана, необходимого для атомной энергетики и военной промышленности. У нас же осталась вся радиоактивная грязь, с которой днепродзержинцы вынуждены жить бок о бок десятки лет.
Юрий Коровин считает, что Украина приняла правильное решение, сделав выбор в пользу России. Ведь научное сопровождение атомных станций делает у нас именно Россия, так какой смысл ориентироваться на другие компании с другими технологиями? Но строительство завода по фабрикации ядерного топлива невозможно рассматривать без учета технологии получения циркония, необходимого для производства ТВЭЛов. И по поводу «циркониевого аспекта» у Коровина масса замечаний:
— Как специалисту, мне непонятно, почему в Украине отказались от кальций-термической технологии и остановились на магний-хлоридной. Ведь кальций-термическая технология, разработанная специалистами и учеными России и Украины, доказала свое право на жизнь еще в конце 80-х. Она была освоена на нашем предприятии и позволяла получать 100 тонн ядерно чистого циркония в год (параллельно еще и металлический гафний). Причем в слитках, что имеет огромное значение.
По мнению Юрия Коровина, уж если останавливаться на магний-хлоридной технологии, то следует обратить внимание на предложение российского ученого, доктора технических наук Владимира Федорова. Он разрабатывает более экономичную — непрерывную технологию получения циркония при его восстановлении магнием. Лабораторный вариант показал положительные результаты, и в Днепродзержинске можно было бы перейти к промышленному варианту. В нынешних украинских реалиях непрерывная технология гораздо предпочтительнее, так как она значительно снижает затраты на производство циркония и ТВЭЛов, необходимых для тепловыделяющих сборок.