На Всемирном экономическом форуме представители Украины рапортовали о подготовке к Евро-2012 и подписывали энергетические соглашения.
История форума в швейцарском Давосе разменяла уже пятый десяток. Он превратился в единственное в своем роде собрание мировой политической и экономической элиты, где утверждается «повестка дня» глобальной экономики на год.
В этот раз мероприятие посетили главы государств «большой двадцатки» и еще тридцати стран, руководители Международного валютного фонда, Мирового банка, ООН, Европейского банка реконструкции и развития и т. д. В Давос прибыли почти полторы тысячи директоров крупнейших мировых корпораций. Предыдущий форум прошел под знаком борьбы с финансово-экономическим кризисом. Ожидалось, что нынешний будет посвящен переходу к «мирной» жизни…
В преддверии взрыва
В начале года мир только «просыпается» от праздников, поэтому встреча политической и экономической элиты становится единственным по-настоящему топовым событием. Но «новая реальность» огрызнулась так, что даже ВЭФ был отброшен с первых полос газет и телевизионных сюжетов.
Теракт 26 января в российском аэропорту Домодедово унес жизни 35 человек. Трагедия повторилась в виде фарса уже в самом Давосе, где на следующий день тоже произошел взрыв. Бомба сдетонировала в кладовке отеля, расположенного недалеко от места проведения форума, где разместились члены правительства Швейцарии, ее президент Мишлин Кальми-Ре, а также другие VIP-персоны. Никто не пострадал, в здании выбиты несколько окон.
Неудивительно, что тема угрозы терроризма прозвучала на форуме на самом высоком уровне. Тон дискуссии задал российский президент, сокративший свое пребывание в Давосе до нескольких часов. Дмитрий Медведев даже пояснил, что покинул траурную Москву, чтобы здесь, в Швейцарии, напомнить мировому сообществу о глобальной угрозе терроризма.
Отдельной темой обсуждения стал, по словам главы Всемирного экономического форума Кевина Штайнберга, терроризм в сфере цифровых технологий. По его мнению, «наука входит в жизнь людей, поэтому нужно вводить общие правила регуляции этой отрасли и защитить ее от кибератак».
Еще больший резонанс вызвали события в Тунисе, повторившиеся потом и в Египте. Резкая дестабилизация ситуации в относительно спокойных странах ярко проиллюстрировала одну из главных угроз посткризисного мира. Речь о перерастании последствий финансово-экономического кризиса и жестких мер государственной экономии уже в социальный кризис.
Показательно в этом плане выступление директора крупнейшей американской консалтинговой компании JP Morgan Chase Джеймса Даймона. Быстрый рост населения означает проблемы, связанные с обеспечением продуктами питания. Как о возможном шоке он выразился и о быстрой урбанизации, ведь сокращается население сельских регионов и растут города, соответственно надо решать вопросы инфраструктуры, занятости и т. д.
В центре внимания форума оказались угрозы стихийных бедствий и глобальных изменений климата. Безусловно, ни о каких официальных договоренностях не может быть и речи, однако с точки зрения сближения позиций, поиска компромисса и выработки необходимых решений Давосский форум может стать эффективнее нескольких саммитов «большой двадцатки» вместе взятых.
Об интегральном характере угроз свидетельствует и опубликованный ВЭФ в середине января шестой выпуск доклада «Глобальные риски». Выводы довольно пессимистичны и сводятся к тому, что системы прошлого века не способны управлять рисками XXI столетия.
Закат Европы?
И все же какие бы угрозы ни проносились над миром, главной темой форума всегда была экономика. За последние годы она стала двухскоростной в том смысле, что темпы развития в различных частях мира теперь совершенно разные. Выделена группа быстрорастущих экономик — Китай, Индия, Бразилия и Россия. По прогнозу МВФ, мировая экономика в 2011 году в целом вырастет на 4,4%. В том числе Китая — на 9,6%, Индии — 8,4%, России — 4,5%. Для развитых стран прогноз составляет в среднем всего лишь 2,5%.
Главное внимание в Давосе привлекли к себе две наиболее мощно развивающиеся экономики мира — китайская и индийская, которым посвятили добрый десяток тематических семинаров и обсуждений. Делегации этих стран были самыми многочисленными — в каждой около 150 человек.
Совсем другие настроения господствовали в европейском лагере. В Давосе едва ли не впервые эксперты начали говорить о закате Европы. Все больше экономистов высказываются о колоссальных проблемах, связанных с проектом не только еврозоны, но и Евросоюза в целом. И для таких выводов есть серьезные основания.
Весь прошедший год Старый Свет лихорадило — все началось со скандала с бюджетным дефицитом в Греции. Проблему удалось закрыть, лишь выделив Афинам $70 млрд. Потом была Ирландия, столкнувшаяся с серьезными трудностями в финансировании государственных расходов. ЕС снова выделил необходимые средства. Ныне же в подобном положении оказались Испания и Португалия. Португалия в апреле и июне должна погасить $9,5 млрд внешних долгов. В Испании ситуация ничуть не лучше — нужно изыскать $45 млрд. Если у Португалии продолжатся проблемы, то непонятно, кто будет помогать Испании, что плохо скажется на экономике всего Евросоюза. Поэтому, как заявил Кевин Штайнберг, переговоры в Давосе были посвящены и необходимости преодоления тенденции раскола Европы на состоятельный север и заброшенный юг.
Поиск выхода из этой ситуации стал одной из главных задач форума. Аналитики журнала The Economist уже успели заявить, что главное внимание следует обратить на наукоемкие и технические отрасли и развитие интернет-технологий. Именно с целью «игры на опережение» при Всемирном экономическом форуме был создан совет из тысячи экспертов, призванных растолковать правительственным чиновникам, откуда ждать возможного удара и каким образом избежать возможных проблем и кризисов. Ранее собрания аналитиков под эгидой Давоса носили непостоянный характер, теперь же прогнозы, похоже, хотят сделать важной составляющей форума.
Украина и Давос
Стоит честно признать, что наша страна в этом году не имела ни единого шанса оказаться в центре внимания. Во-первых, потому что Европейский Союз полностью сконцентрирован на своих внутренних проблемах. Во-вторых, за последние месяцы наши отношения с ЕС и США заметно охладели — после критики Киева с их стороны. В-третьих, озвученные правительством Украины экономические реформы носят фрагментарный характер. И, наконец, даже главный наш козырь — Евро-2012 — заметно нивелирован ультиматумами ФИФА и УЕФА, обеспокоенными конфликтом вокруг Федерации футбола Украины.
В то же время Давос всегда служил удобной площадкой для презентации возможностей перед потенциальными инвесторами, предварительных переговоров и обсуждения новых проектов и идей. С этой точки зрения все же можно говорить об определенных удачах.
В присутствии президентов Украины и Азербайджана состоялось подписание двусторонних документов о поставках сжиженного природного газа на территорию нашей страны и сотрудничестве в сфере транспортировки нефти. «В 2014 году наше государство получит из Азербайджана 2 миллиарда кубометров сжиженного газа, в 2015-м — 5 миллиардов», — сообщил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. Заключен договор, предусматривающий поставки азербайджанской нефти по трубопроводу Одесса — Броды в аверсном режиме. В этом году планируется прокачать от 8 до 12 млн тонн.
Энергетика вообще была одной из главных тем давосских встреч Виктора Януковича. Среди них стоит назвать переговоры с генеральным директором компании Royal Dutch Shell Питером Возером. Shell владеет передовыми технологиями увеличения нефтеотдачи пластов и уже давно изучает возможность разработки наших залежей сланцевого газа.
Также Президент Украины принял участие в закрытой для прессы сессии Всемирного экономического форума под названием «Энергетическое будущее Европы».
Следует отметить встречу с главой Европейского банка реконструкции и развития Томасом Мирровым, где была затронута тема финансирования ЧАЭС. Для нашей страны приоритетом на 2011 год стала подготовка запланированной на апрель конференции к 25-летию чернобыльской катастрофы. Практическая задача состоит в том, чтобы собрать 700 млн евро, необходимых для окончания строительства объекта «Укрытие». Очевидно, этот вопрос был одной из тем переговоров, поскольку Мирров пообещал персональное участие в конференции по Чернобылю. ЕБРР — колоссально привлекательный источник ресурсов для Украины, потому что это не кредитные деньги для государства, а инвестиционные проекты. Он вкладывает непосредственно в украинский бизнес и потом получает свою часть прибыли.
В рамках привлечения в страну инвестиционных ресурсов проходили и встречи Виктора Януковича со специальным представителем Великобритании по международной торговле и инвестициям герцогом Йоркским, принцем Эндрю и премьер-министром Великобритании Джеймсом Кемероном. Главной темой разговора стал интерес британцев к переработке сельскохозяйственной продукции и участие в реформировании украинского АПК.
Нельзя не упомянуть о встрече президентов Украины и Польши с ведущими российскими бизнесменами во время украинского ланча в Давосе, посвященного Евро-2012. На организованное Фондом Виктора Пинчука мероприятие пришли Вагит Алекперов («Лукойл»), Олег Дерипаска (РУСАЛ), Виктор Вексельберг («Ренова»), Владимир Евтушенков («АФК-Система»), банкиры Герман Греф (Сбербанк), Андрей Костин (ВТБ) и Владимир Дмитриев (ВЭБ). Среди других «статусных» встреч — беседы с президентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем и генсеком ООН Пан Ги Муном.
Все эти переговоры состоялись на фоне озвученного на форуме умеренно оптимистичного прогноза экономического развития на 2011 год, что, безусловно, выгодно для Украины, которая ориентируется на внешние товарные рынки. Достаточно сказать, что 50% нашего ВВП формируется за счет экспорта. Колоссальная зависимость от продаж за рубеж ставит Украину в абсолютную зависимость от конъюнктуры, складывающейся на международных рынках. Если она сохранится в нынешнем виде, то, похоже, наша экономика может неплохо вырасти.