Запуск собственного завода ядерного топлива максимально уменьшит зависимость от России в секторе атомной энергогенерации.

Похоже, конкурс по выбору технологии для строительства в Украине завода по фабрикации ядерного топлива таки состоится. В начале года Кабмин уже его объявлял. Но по требованию Совета национальной без-опасности и обороны Украины он был приостановлен. Сейчас никаких эксцессов ни политики, ни чиновники не прогнозируют.

Американская Westinghouse Electric Company и российская топливная компания «ТВЭЛ» опять столкнулись лбами. На этот раз — подав заявки на участие в конкурсе по строительству в Украине завода ядерного топлива. Ранее они жестко конкурировали за поставки ЯТ для наших атомных электростанций.

Как сообщила заместитель главы Министерства топлива и энергетики Наталия Шумкова, в ближайшее время межведомственная комиссия (из представителей Минтопэнерго, НАЭК «Энергоатом», госконцерна «Ядерное топливо Украины», а также экспертов отраслевых институтов, в частности Государственного научно-инженерного центра систем контроля и аварийного реагирования) сформулирует к участникам свои вопросы. Потом Минтопэнерго их обобщит, после чего еще две недели конкурсанты будут на них отвечать. В итоге где-то в конце августа страна узнает, по какой технологии начнет работать завод и чей флаг будет над ним развеваться рядом с украинским.

Конкурс обещает быть честным и прозрачным. Досужих разговоров о субъективизме украинской власти при решении вопросов атомной энергетики быть не должно. (Во время президентства Виктора Ющенко они породили немало скандалов вокруг диверсификации поставок ядерного топлива для украинских АЭС и прихода с такой целью в Украину компании Westinghouse, разбившей давнюю монополию «ТВЭЛа» в этой сфере.)

Победителя определят по четким и понятным критериям, выписанным в утвержденной упомянутой комиссией методике оценки предложений конкурсантов. Учитываются сроки введения в эксплуатацию, условия передачи технологий, а также готовность финансового участия в реализации проекта. Оба участника обязаны быть готовы к полной передаче технологий всего цикла производства ядерного топлива. Кроме, разумеется, обогащения урана — на это Украина не имеет права согласно подписанному в 90-х годах Договору о нераспространении ядерного оружия. Причем шансов на победу больше у того, кто предъявит меньше претензий на долю собственности в будущем заводе. Ведь в рамках реализации проекта по его строительству планируется создать совместное предприятие, в уставном фонде которого Кабинет Министров Украины намерен получить не менее 50%.

Кроме того, к обязательным условиям сотрудничества украинской стороной отнесена и передача новому предприятию технологии на условиях неисключительной лицензии, дающей право на изготовление тепловыделяющих сборок для нужд украинских АЭС. А в случае соответствующего согласования с лицензиаром — и для АЭС третьих стран. Этот пункт крайне осторожно комментируют российские отраслевые эксперты, отмечая, что законодательством РФ такая передача, по сути, запрещена.

Победитель конкурса не будет иметь права на получение роялти по переданным технологиям. Он также должен быть готов предоставить собственные средства на реализацию проекта на беспроцентной основе с 10-летней отсрочкой платежей в объеме не менее 60% от стоимости завода, определенной государственной целевой программой «Ядерное топливо Украины» в 1,679 млрд грн.

Самый обсуждаемый сегодня пункт критериев — сроки. В 2013 году уже должна ввестись в эксплуатацию первая очередь завода годовой мощностью производства тепловыделяющих сборок (ТВС) в эквиваленте 200 тонн урана. А в 2020-м необходимо увеличить мощности в два раза и внедрить технологии изготовления топливных таблеток. На период строительства завода партнер должен гарантировать поставку комплектующих для сборки ТВС, хотя их изготовление еще не будет налажено в Украине. Этот пункт частично опровергает утверждение ряда отраслевых аналитиков, что завод нереально ввести в эксплуатацию не только в течение 3, но и 5 лет. Минимальный срок, который называют технические специалисты, — 8 лет. Причем без учета временных лагов на украинскую бюрократию и сертификацию будущих сборок.

— Я думаю, что те сроки, которые мы заложили в конкурсном предложении, реальны, — высказал убеждение вице-президент ТК «ТВЭЛ» Василий Константинов, отвечая на вопрос «УТГ», сколько же лет потребуется для того, чтобы на украинском заводе вышла первая сборка. — Где-то в районе 2020 года, то есть лет через десять. Но здесь не нужно торопиться. Если у вас есть срок пуска, то нужно обязательно, чтобы он соответствовал срокам строительства, лицензирования площадки. Когда вы выходите на другие переделы — производство порошка, таблеток, то появляются требования к хвостохранилищу и ряд других моментов, — добавил г-н Константинов, не став при этом комментировать планы украинской стороны пустить первую очередь завода в 2013 году.

Понятно, что строительство предприятия по изготовлению свежего ядерного топлива невозможно абстрагировать от других планов развития атомно-промышленного комплекса. Все они прописаны в утвержденной правительством Ю. Тимошенко государственной целевой экономической программе «Ядерное топливо Украины». Судя по риторике первого вице-премьера Андрея Клюева и министра топлива и энергетики Юрия Бойко, этот документ в ближайшее время ревизии не подлежит.

С другой стороны, пока никто не говорит о реалистичности выполнения ни этой программы, ни всей Энергостратегии до 2030 года. Так, на днях Юрий Бойко заявил, что приоритетным для Украины в развитии ядерно-топливного комплекса является проведение работ по разработке урановых месторождений. «Сегодня добыча урановой руды осуществляется в объеме 30% от потребности АЭС Украины. Планируется к 2015 году обеспечить ураном все действующие энергоблоки АЭС, a в период до 2030-го — увеличить производство урана до 6,4 тысячи тонн в год», — сказал министр. К 2013 году можно будет обеспечить увеличение производства концентрата природного урана с 830 до 1880 тонн в год, что позволит уменьшить на 75% зависимость Украины от импорта природного урана. Это обойдется Украине в целом в 20 млрд грн.

Единственное, чем Украина не в состоянии себя обеспечить при создании своего цикла производства ядерного топлива, было и остается, как сказано выше, обогащение урана. Эти услуги планируется покупать на тендерной основе на мировом рынке, а также в Международном центре по обогащению урана (МЦОУ) на базе Ангарского электролизно-химического завода. Участие Украины в МЦОУ обсуждается последние два года, и все необходимые согласительные процедуры уже выполнены. На днях глава российского правительства Владимир Путин выступил с заявлением о том, что Россия готова продать Украине 10% акций МЦОУ. Цена пакета — почти $200 млн. Судя по реакции Кабмина, мы готовы найти эти средства.

Почему Украина выбрала для обогащения урана именно российский проект МЦОУ, если Чехия, например, покупая в России услуги по фабрикации сборок, сам уран и его обогащение приобретает во Франции? Политический подтекст как раз здесь искать не стоит. Во-первых, аналогичных МЦОУ проектов, куда бы мы могли вступить, пока в мире нет. Во-вторых, российская технология обогащения считается на сегодняшний день наиболее дешевой. Так, именно российский «Техснабэкспорт» в мае выиграл конкурс на поставки обогащенного урана для производства ТВС для Южно-Украинской АЭС американской Westinghouse в рамках проекта квалификации ядерного топлива. Любопытно, что услуги России по обогащению урана покупают даже США. В частности, несколько лет назад «Техснабэкспорт» и три американские компании из группы энергокомпаний Fuelco LLC подписали долгосрочные контракты. То есть даже с условием транспортных расходов обогащение в России американцам обходится дешевле, чем на своих предприятиях.

Между тем цель строительства собственного завода ядерного топлива прописана в Энергостратегии как максимальное сокращение зависимости нашей страны от импорта услуг по изготовлению ТВЭЛов из России, что должно обеспечить энергетическую безопасность Украины в атомной отрасли, которая генерирует более 50% электро-энергии в стране. Кроме того, это дает и существенную экономию. Сегодня для годовой перегрузки 15 действующих энергоблоков АЭС Украина тратит на свежее ядерное топливо более $600 млн. Даже при 50% собственности на завод затраты должны сократиться минимум на четверть, поскольку стоимость экспортируемой в Украину тепловыделяющей сборки вдвое выше внутренних поставок на российские АЭС.