Как и во всем мире, среди тысяч разнообразных по тематике, профилю, форме собственности, фондовому наполнению и стилям работы музеев, особенный тип «университетского музея» оказался «между двумя мирами» (см. Lourenco M. C. Where past, present and future knowledge meet: an overview of university museums and collections in Europe // Museologia Scientifica Memorie — 2008., N 2 — P. 321-329) в том числе и в Украине.

С одной стороны, университетские музеи в том или другом виде (кабинеты, коллекции, наглядные пособия) возникли одними из первых среди музеев вместе с появлением образования — для наглядной передачи знаний во многих отраслях. Они формировались и оттачивались столетиями на глубоком научном фундаменте. Но по современным формальным признакам и пониманиям они не являются в полной мере «музеями», поскольку часто не имеют даже штата, специальных помещений, специалистов, в них часто не ведется фондовый учет, по отношению к ним не выполняются музейные нормы и законодательство. С другой стороны — эти «особенные музеи» активно используются в учебных программах, их коллекции изучаются как научные объекты, но ни учебными, ни научно-исследовательскими подразделениями в университетах они чаще всего не считаются, а соответственно государственного финансирования не получают. Университетские музеи оказались в положении «чужих среди своих», их подавляющая часть в системе высшего образования Украины курируется на общественных началах, их работа часто держится только на энтузиазме отдельных лиц.

Сколько существует подобных музеев, пока никто не может точно сказать. Причин этому много. Кто-то использует коллекцию, которая могла бы стать отдельным музеем, в учебном процессе как набор наглядных пособий и никогда не рассматривал ее как музейную. Кто-то десятилетиями собирал уникальные образцы, уже имел опыт, когда наилучшие из них отчуждались из коллекции в «настоящие» музеи. А кому-то за недостатком времени и отсутствием помощников некогда разобраться, какими же сокровищами он или его кафедра (факультет, университет) владеет. Поэтому иногда о существовании таких коллекций знают только избранные. Таким образом, это огромное историческое наследие остается не очень хорошо изученным, неизвестным для общества, а потому незаслуженно забытым, невостребованным и незащищенным.

Попыткой найти выход стало создание в 2011 году Секции университетских музеев и коллекций высших учебных заведений при ICOM Украины. Секция поставила себе задачи:

изучить международный опыт в этом вопросе, объединить усилия небезразличных к проблеме людей и организаций, оценить современное состояние музейных коллекций высших учебных заведений Украины, выделить их типичные проблемы и потребности, наладить популяризацию коллекций на разных уровнях, стремиться сделать их максимально открытыми для общества, выработать предложения к нормативно-законодательной базе для этого типа музеев, способствовать местному и международному сотрудничеству в деле изучения и пополнения коллекций.

Анализируя опыт разных стран и наработанные рекомендации для изменения положения музеев и коллекций в университетской структуре, можно выделить определенные шаги преодоления сложившегося положения. Это:

необходимость открытого диалога между музейными работниками и структурами власти разных уровней (проблему необходимо озвучивать, предлагая выходы), развитие академического консультативного совета (более успешные проекты могут помочь и подсказать что-то менее успешным проектам), присоединение к университетским, национальным и международным проектам, разработка экономических стратегий (необходимо не просто просить увеличения финансирования, а аргументировать и строить долговременные планы), поиск партнеров, которые могут поддержать новые музейные проекты (как в городе, внутри страны, так и в мировом масштабе), увеличение общественных инвестиций в университетские коллекции (финансовых, информационных, волонтерских), обеспечение географического обозначения музея на местных и на международных картах, развитие неожиданных сопоставлений и видений при подготовке новых экспозиций, превращение музея в место, где посетитель и коллекция взаимодействуют и ведут диалог, поиск способов современного использования коллекций дополнительно к традиционному в учебном процессе.

При этом при объединении музеев или коллекций в глобальном масштабе необходимо не забывать, что должна быть соблюдена университетская идентичность каждого музея. Если придерживаться этих рекомендаций, университетский музей или коллекция вскоре сможет выполнить три своих основных функции 1) быть известным, 2) использоваться, 3) иметь влияние. А поэтому он станет более защищенным.

Музеи и коллекции университетов Украины хранят очень богатый и разносторонний материал по истории отдельных отраслей науки, образования в целом, по истории создания и функционирования учебных заведений. Учитывается при этом национальные, региональные и местные особенности, вклад личностей в процессы развития науки и образования.

Сегодня Украина имеет большую разветвленную систему высшего образования, которая состоит (на начало 2012 года) из 369 высших учебных заведений: 197 университетов, 62 академий, 109 институтов и 1 консерватории.

По официальным данным, в этих учебных заведениях работают 100 музеев (по опубликованным данным государственного смотра музеев системы Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины 2011 года).

Наша Секция при ИКОМ Украины провела свой поиск музеев и коллекций системы высшего образования. Из опросов, личных связей с коллегами, публикаций, официальных сайтов учебных заведений нам удалось разыскать на начало 2012 года 495 музеев и коллекций системы высшего образования в 147 учебных заведениях.

Из них в 9 университетах музеи работают как комплексы, в остальных по отдельности. 315 имеют статус музея, 32 — музейной коллекции (но это разделение на практике очень условно), 2 — музея-усадьбы, 16 — кабинета, 13 — музейной аудитории, 2 — музейного архива, 11 — музейной лаборатории, 9 — музейного фонда, 5 — музейного зала или галереи, 2 — парка (техники и камней). Кроме того, в общее число мы включили 24 ботанических сада, 7 дендрариев, 7 оранжерей, 12 гербариев, 3 заповедника, 1 биологическую станцию, аквариум и террариум, 17 обсерваторий и станций для наблюдений (астрономических, геофизических, радиоастрономических), 2 планетария, 2 анатомических театра.

Только 180 из указанных 485 музеев или коллекций имеют свои веб-страницы. Если рассматривать тематику музеев и коллекций, то большинство из них имеет конкретную научную направленность. Только 96 из них являются музеями истории учебного заведения. Если рассмотреть, какие высшие учебные заведения имеют больше всего музеев и коллекций, то тут лидируют так называемые классические университеты (рис.1). На удивление мало коллекций сегодня в художественных учебных заведениях (а может это говорит только об их закрытости).

Рисунок 1. Распределение музеев по типу и специализации высших учебных заведений в Украине (черный цвет — количество учебных заведений в подгруппе, серый — количество музеев и коллекций в подгруппе).

Накопление и анализ данных об университетских музеях и коллекциях продолжается. Анализируются условия работы персонала, условия хранения коллекций, степень систематизации, каталогизации и изученности, стили работы с посетителями, исследовательская и фондовая работа и многое другое. Создается полная база данных академического наследия Украины.