Упаковочная бумага для цветов и еще.

 

Стремительное развитие науки и техники в конце ХХ — начале ХХI веков с одной стороны, экономический кризис, переоценка ценностей в обществе — с другой, поставили научно-технические отрасли молодых стран, таких как Украина, в очень сложные условия. При минимальном финансировании они стараются генерировать новые идеи, продукты, проводить исследования и наблюдения одновременно с постоянным поиском инвестиций.

В этой гонке не остается времени оглянуться, осмыслить уже достигнутое, сохранить быстроменяющееся. Нет времени описать опытный образец, серийный и даже единственный. Рабочие площади сдаются в аренду в целях выживания, опытных и знающих сотрудников отправляют на пенсию, у молодых загрузка такая, что чем-то еще заняться у них нет ни сил, ни времени. А сегодняшняя сложность научно-технических «произведений» не позволяет людям-неспециалистам в данной отрасли разобраться и оценить их значимость, уникальность или типичность. Таким образом, безвозвратно теряются, выбрасываются «на помойку», сдаются в металлолом ценнейшие свидетельства научно-технической мысли конкретного направления, научной или технической школы, нации.

Единственно верный способ дать вторую жизнь этим объектам, будь то маленький карманный прибор или огромный устаревший ускоритель — превратить их в кладезь знаний с длинной цепочкой событий «до» и «после», лицами авторов и удивительными историями их судеб, географией производителей, интересными способами применения и т. д.

Для этого каждый такой объект должен пройти сложный путь музеефикации. Но не обычной, как это типично происходит в средней руки музеях — измерили, взвесили, записали, наклеили бирку, поставили ярлык, а когда спросит посетитель «зачем это?», не знаем что сказать. К подобным объектам нужен комплексный подход. В идеале, над каждым из них должен поработать и узкий специалист данной отрасли, и материаловед, источниковед, краевед, специалист по дизайну, эколог, библиограф, реставратор и много других «ведов». Конечно, это нереально, но нужно все же стремиться искать «изюминки» будущего экспоната в многочисленных его гранях. И тогда он сам будет привлекать к себе внимание, не будет забыт и, соответственно, будет защищен от уничтожения.

Что касается недвижимых памяток науки и техники, как признанных, так и еще не получивших подобного статуса, их ревалоризация может происходить по трем основным направлениям:

объект изменяет свою первичную функцию на музейную с сохранением технологической или определяющей научно-технической составляющей (например, музей воды в бывшей водонапорной башне); объект изменяет свою первичную функцию на музейную вместе с изменением своих функциональных особенностей — создается музей, связанный с другой, непрямой тематикой экспозиции (например, в бывшей Поварне Киево-Могилянской академии создан Могилянский музей; объект сам становится музейным экспонатом в системе общей экспозиции определенного известного места или историко-культурного ландшафта (например, один из больших стационарных телескопов в отдельном павильоне Астрономического музея).

В отдельных случаях объектами музейного показа могут выступать действующие используемые подразделения научных или технических учреждений (мастерская, лаборатория, кабинет известного ученого, испытательный полигон). Режим доступа к таким объектам регламентирован, но они обязательно должны иметь обозначенное место с исторической информацией (стенды, уголки, витрины, фотоколаж…).

Первым этапом в деле музеефикации объекта необходимо разработать концептуальные предложения в отношении использования объекта (он может выступить частью большой экспозиции или ее основным ударением).

Если речь идет о недвижимом объекте обязательно должны быть учтены:

возраст объекта и техническое состояние; технологические и конструктивные особенности; степень соответствия сооружения условиям музеефикации; характер пространственной организации; требования сохранности; современные приспособления и коммуникации (сигнализация, лифт, противопожарная сигнализация) не должны бросаться в глаза и влиять на восприятие аутентичности предмета показа.

Например, если мы показываем вертолет — невозможно показать каждому из группы в 20 человек приборную доску внутри салона, если демонстрируется в вечернее время действующий телескоп — нежелательно использовать современное яркое верхнее освещение и т. д.

Музеефикация как движимого, так и недвижимого объекта проходит по общепризнанному сценарию: выявление, изучение, консервация, реставрация, экспозиционная музейная интерпретация, дальнейшее использование в качестве объекта музейного показа.

Методами изучения музейного предмета есть атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация и описание. В процессе атрибуции складывается общая характеристика объекта — материал, техника, стиль, время и автор создания. При этом фиксируются и расшифровываются знаки, бирки, клейма и др.

Во время классификации и систематизации проводится сравнительный анализ по характерным признакам с другими аналогичными по происхождению, временем и предназначению объектами для выявления общих и отличительных черт, присущих данному объекту, признаков его уникальности. Неплохо выполнить ранжирование объекта (типичный, редко встречаемый, единственный…).

Интерпретация объекта рассматривает его как источник знаний, информации и эмоций, состоит в обновлении истории его существования. Именно она позволяет понять музейную, культурную, историческую и научную ценность предмета. Отображение разных сторон исследуемого образца во многом зависит от профиля музея, который и будет влиять на актуализацию той или иной особенности памятника. Например, старая радиолампа в астрономическом музее поведает одну историю, а в музее телевидения совсем другую. Важно не суживать свойства памятников, а, наоборот, стараться привносить в музей на первый взгляд слабо сочетающиеся темы. Это заставляет посетителей не просто рассматривать экспонаты, а задумываться, расширять свой кругозор, у них появляется желание что-то почитать на упомянутую тему, сходить еще и в другой музей, где об этом расскажут подробнее.

Знание порождает вопросы, поиск ответов на которые дает новые знания. И так без конца… Главная задача научно-технических музеев и состоит в том, чтобы поддерживать живой интерес к разным проявлениям знаний. Поэтому, музеефицируя разнообразные по размеру, объему, возрасту, тематике памятники науки и техники, мы тем самым не только сохраняем их, а одновременно популяризируем и развиваем интеллект нации и цивилизации.

Авторы: Л. В. Казанцева, С. А. Салата

Опубликовано в сборнике: «Технический музей: история, опыт, перспективы». Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. — Киев: 2012. — с. 21-23.