На http://cognac-whisky.ru односолодовый виски 30 лет.

 

Открытие бромосеребряных фотоматериалов и дальнейшее создание эмульсий для сухих слоев в промышленных условиях ознаменовало новый этап в развитии негативно-позитивного процесса в фотографической практике. Если раньше светочувствительный слой готовили сами фотографы перед съемкой, то теперь им остались собственно съемка и обработка готовых слоев.

Сущности негативного процесса, материалам и истории развития съемочной фототехники в различных изданиях уделяется значительное место, в то время как обобщенная история развития оборудования для завершающей стадии фотопроцесса практически отсутствует. В специальной литературе разных лет весьма скупо упоминается лишь оборудование, применяемое на момент данного издания.

Фотопечать — технологическая операция позитивного процесса экспонирования через негатив светочувствительного слоя позитивного фотоматериала для образования в нем скрытого изображения, которое является противоположной по яркости копией используемого первичного негатива. Производится в основном на позитивную фотобумагу и реже на позитивную фотопленку или другой светочувствительный материал и осуществляется двумя способами: контактным и проекционным.

Контактная фотопечать — засветка светочувствительного слоя фотобумаги через негатив, при которой эмульсионные слои негатива и позитива соприкасаются. Осуществляется при помощи копировальных рамок или специальных копировальных станков. При контактном способе печати масштаб полученного изображения в позитиве такой же, как в негативе. Использовалась в основном при печати с крупноформатных негативов (9х12 см и больше).

Проекционная фотопечать — бесконтактное проецирование негативного изображения с помощью яркого источника освещения через объектив на позитивный фотоматериал, расположенный на некотором расстоянии от проектора. Осуществляется при помощи фотоувеличителей.

Проекционная печать позволяет изменять масштаб изображения: уменьшить, сохранить или увеличить размер позитивного изображения, кадрировать, смягчать контраст (при помощи рассеивателей), изменять соотношение плотностей отдельных участков изображения, производить фотомонтаж, а также исправлять перспективные искажения.

Проекционная печать в России вошла в любительскую практику в связи с распространением малоформатных негативов и рулонных фотопленок в начале ХХ века. В этот период она осуществлялась двумя способами:

при помощи увеличительных конусов (постоянных приборов составленных из двух упрощенных камер, с проекционным объективом между ними); при помощи оптического увеличительного фонаря.

Большее распространение получили конуса для увеличения фотоснимков, конструкция которых рассчитывалась таким образом, что бы получать резкое изображение при определенной фиксированной кратности увеличения. Увеличение фотоснимков с помощью увеличительного фонаря обладало несомненным преимуществом в том, что позволяло получить изображение любого размера, а не только лишь определенного как при использовании конуса.

Создание отечественных фотоаппаратов («Фотокор-1», «ФЭД», «Турист») и кинофотопленок в 1930-е гг. способствовало дальнейшей популяризации и распространению фотолюбительства.

Однако промышленность еще не освоила выпуск увеличительных приборов для проекционной печати и потому ГОМЗ рекомендовал фотолюбителям изготавливать осветительные приставки к фотокамере «Фотокор-1» своими силами для использования их с камерой как увеличительный прибор. Подобные схемы и рекомендации для изготовления собственными силами различных конструкций конденсорных, а также бесконденсорных осветительных приставок с прямым рассеянным и или с диффузно-отраженным светом, опубликованы и в специальной литературе конца 1940-х гг. в связи с тем, что увеличительные приборы для негативов 9х12 см в СССР не выпускались.

Освоение в послевоенный период выпуска среднеформатных фотокамер «Москва» (1946 г.) и малоформатных фотокамер «Киев» (1947 г.) и «Зоркий» (1948 г.) вызвало необходимость создания отечественных приборов для увеличения фотоснимков.

В конце 1940-х годов для увеличения с негативов размером 6х9 см в Красногорске был освоен выпуск вертикального фотоувеличителя «У-4». В это же время для увеличения с негативов размером 24х36 мм советская промышленность освоила выпуск вертикальных фотоувеличителей: «У-0», «У-100» и «У-200» весьма схожих между собой и имевших незначительные конструктивные отличия, а также фотоувеличитель «ФЭД-У2». Конструкция фотоувеличителя «ФЭД-У2» оказалась настолько удачной, что уже в 1950 г. выпуск фотоувеличителей «У-2» той же конструкции был освоен Красногорским механическим заводом, а затем Московской артелью «КоопЛаборХирургия» Мосгорметпромсоюза.

Освоение выпуска в 1950-е гг. фотокамер «Зенит» (1952 г.) «Смена» (1952 г.) «Ленинград» (1956 г.) и других способствовало увлечению фотографией более широких слоев населения и дало толчок к созданию и освоению выпуска новых конструкций фотоувеличителей. В этот период отечественные предприятия, осваивают выпуск портативных моделей в чемоданах.

В 1950-е гг. в Туле также было освоено производство подобных портативных увеличителей серии «УПА», которое постоянно совершенствуя и обновляя комплектацию, просуществовало до начала 1990-х гг.

В начале 1960-х гг был освоен выпуск стационарных фотоувеличителей «Харьков» (Учебно-производственный комбинат №1 УТОГ г. Харьков). В этот же период советская промышленность освоила и выпустила широкий ряд различных фотоувеличителей: «Фотак», «Пионер», «Смена», «Луч», «Юность», «Ракета», «Москва», «Минск», «Беларусь СБ-1» и «Беларусь СБ-2». В 1960-80-е гг. в Ленинграде производились увеличители «Ленинград», «Ленинград-2», «Ленинград-ФУ-3» «Ленинград-4», «Ленинград-4У», «Ленинград-6У» (ЛТО), а также «Нева», «Нева-2м», «Нева-3м» и «Нева-4» и упрощенный увеличитель «Искра» (ОМЗ — з-д «Фотоприбор).

В 1970-80-е гг. дополнительно были выпущены несколько моделей увеличителей «Таврия» (Оптический завод г. Феодосия), фотоувеличители «Дон-110» и «Азов» (ПО АОМЗ г. Азов Ростовской обл.), а так же фотоувеличители «Беларусь-3» и «Беларусь-5» (Бел ОМО).

Кроме отечественных моделей, в 1960-80-е гг. в крупных универмагах больших городов периодически появлялись некоторые модели зарубежных фотоувеличителей: «Крокус» (ПНР), «Опемус» и «Магнифакс» (ЧССР).

Одной из последних разработок отечественных моделей, выпускавшихся серийно следует считать универсальный фотоувеличитель «Беларусь-912» (БелОМО — Завод «Свет» в г. Жлобин).

Большинство из увеличителей 1960-80-х гг., в отличие от моделей 1950-х гг. были универсальными — они позволяли производить печать с негативов различных форматов при помощи сменных конденсоров и вкладышей либо при помощи раздвижных шторок в кадровом окне фотоувеличителя.

На сегодняшний день в коллекции отдела кинофототехники Шосткинского краеведческого музея, собрано: 4 модели приспособлений для контактной печати и 50 моделей отечественных и зарубежных фотоувеличителей.

Опубликовано в сборнике: «Технический музей: история, опыт, перспективы.» Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. — Киев: 2012. — с. 29-32.