Группа археологов, работающих на раскопках в Ла-Корона (Гватемала), вчера объявила о том, что им удалось обнаружить новый текст цивилизации майя. Возраст текста оценивается в 1300 лет. Этот текст — одна из наиболее значительных археологических находок такого рода за последние десятилетия. Текст из Ла-Корона стал вторым по счету обнаруженным артефактом, в котором содержится дата «конца света» — 21 декабря 2012 года.
С 2008 года Марчелло Кануто из Тулейнского университета совместно с Томасом Баррьентосом из Гватемальского университета (Universidad del Valle de Guatemala) руководили раскопками в Ла-Корона — месте, ранее сильно пострадавшем от «черных археологов».
— В прошлом году мы поняли, что «черные археологи» при грабеже одного из строений бросили некоторые камни с высеченными на них надписями, потому что посчитали их слишком плохо сохранившимися для продажи на рынке антиквариата, — пояснил Томас Баррьентос, — так что мы знали, что они обнаружили что-то важное, но надеялись, что кое-что они пропустили.
Дэвид Стюарт, директор Месоамериканского центра Техасского университета в Остине, участвовавший в первой экспедиции в Ла-Корона в 1997 году, считает, что Кануто и Баррьентосу удалось обнаружить самый длинный текст из всех, когда-либо найденных в Гватемале. Высеченные на ступенях иероглифы описывают двухсотлетний период истории Ла-Корона.
Расшифровывая новую находку, Дэвид Стюарт обнаружил отсылку к 2012 году на одной из ступеней, содержащей 56 аккуратно высеченных иероглифов. В этой части текста речь идет о посещении Ла-Корона царем Калакмуля по имени Юкноом Йич’аак К’ахк (дословный перевод иероглифов имени — «ягуар», «лапа» и «дым», правил с 686 по 695 год н. э.) сразу после битвы, в которой его соперник, Тик’аль, нанес ему поражение.
— Это было время великой политической смуты для майя, и царь посчитал нужным упомянуть о большом цикле времени, который закончится в 2012 году, — пояснил Стюарт.
Таким образом, эта дата — не пророчество, а способ посмотреть на непростой период царствования с более отдаленной, космологической точки зрения.
— В период кризиса древние майя использовали календарь для того, чтобы утвердить стабильность и непрерывность времен, а не чтобы предсказать конец света, — согласился с коллегой Марчелло Кануто.
По материалам Тулейнского университета