Производители автомобилей боролись за то, чтобы в преддверии приближающейся Олимпиады-2012 на улицах Лондона запустили коммерческое электротакси именно их марки. Только вот идея, мягко говоря, немного запоздала.

На днях в лондонском Музее науки открылась новая экспозиция, посвященная изменениям климата — Climate Changing Stories. Среди прочих экспонатов выставки, которая будет работать до июня 2013 года, был замечен автомобиль Bersey. Разработанная Вальтером Берси в 1897 года машина стала одним из первых в Лондоне самоходных транспортных средств, работала на улицах города в качестве такси; на пике популярности модели парк этих машин насчитывал 75 единиц. Кажется, в авто, которому более 100 лет и которое больше напоминает карету без лошадей, нет ничего примечательного, кроме того что это — электромобиль.

Автомобиль был оснащен анодо-сеточными батареями (анодная батарея, конструктивно объединенная с источником напряжения смещения), которые проверялись на долговечность высокотехнологичной по тем временам системой под названием «трясущая машина». Они могли подзаряжаться на единственной в Лондоне станции, однако не от бытовой розетки, как принято у современных электрокаров — авто поднималось гидравлическим подъемником, а механики производили замену разряженных батарей. Такси весом в две тонны могло проехать на одном заряде 48 км (современные показатели электрических авто в 2-3 раза больше — 90-160 км в зависимости от производителя, массы авто, режима езды, типа батарей и т. п.), то есть работа такси ограничивалась радиусом в 24 км с учетом обратной дороги до СТО.

Электрокэб развивал максимальную скорость в 19 км/ч, причем более чем за столетие ничего не поменялось, поскольку средняя скорость современных лондонских такси с учетом пробок примерно такая же. Он был оснащен 2,2 кВт (чуть менее 3 л. с.) двигателем фирмы Lundell (производитель электромоторов для печатных прессов, погрузчиков и даже бытовых вентиляторов), который приводил в движении большие и узкие «каретные» колеса с тонкими спицами, обтянутыми резиновыми шинами, для лучшей устойчивости авто на скользких тротуарах и брусчатке.

Ещё 115 лет назад Вальтер Берси демонстрировал пророческие взгляды, поскольку считал, что энергию двигателей внутреннего сгорания и паровых котлов нужно использовать для тяжелых машин и механизмов, а «лёгкие» задачи, такие как перевозка пассажиров на небольшие дистанции, могут быть решены электромашинами. Тем более, что от электрических транспортных средств нет запаха, шума, тепла и они «не пугают проходящих лошадей».

Однако первое пришествие электрокэбов в Лондон закончилось неудачно. Несмотря на то, что компания получила значительное количество постоянных клиентов, первый год работы закончился убытком в f6200. Сказался ряд сложностей с шинами и колесами, которые оказались слишком хрупкими и часто ломались под тяжелой машиной, а также большие затраты на генерацию электроэнергии, поэтому в 1899 году проект был закрыт. Не последнюю роль в истории сыграла кампания по дискредитации нового вида транспорта, которую развернули лондонские извозчики, опасавшиеся за свою работу, и пресса, опубликовавшая серию статей о поломках и авариях автомобилей Bersey.

Интересно, чем закончится второе массовое появление электротакси в Лондоне?

Первое в Британии электротакси Bersey образца 1897 года демонстрируется в Музее науки (Лондон)