Каждому посетителю Государственного музея авиации еще со входа открывается вид на стремительный силуэт гордо застывшего крылатого красавца. Многие знают этот самолет по многочисленным открыткам и картинкам, многим посчастливилось на нем полетать, но для большинства он уже просто история. Первый пассажирский реактивный лайнер Ту-104, или как его любили называть в то время, «Стрела стратосферы». Этот самолет по праву считается легендарным, так как именно с его появлением на авиатрассах СССР началась новая реактивная эпоха. Эпоха скорости, высоты и комфорта.
Проектирование первого пассажирского реактивного самолета в СССР началось в 1954 году. Первый полет Ту-104 совершил 17 июня 1955 года, а уже в следующем году поступил в опытную эксплуатацию. Такой небольшой срок конструирования и производства сверхсложного для послевоенной страны самолета объясняется тем, что Андрей Николаевич Туполев, патриарх советского авиастроения, не мудрствуя лукаво взял за основу для реактивного пассажирского первенца свой очень удачный бомбардировщик Ту-16. Конструкторам требовалось разработать с нуля новый герметичный фюзеляж, систему кондиционирования воздуха и отопления салонов, оборудование кухни, средства аварийного покидания и многое другое, что являлось обязательным для пассажирского самолета. Первоначально Ту-104 проектировался как 50-местный лайнер, но со временем количество мест увеличивалось в несколько раз, и модификация Ту-104Б вмещала уже 117 пассажиров.
Первый опытный Ту-104 СССР-Л5400 строился в Москве, и первый полет совершил в ноябре 1955 года. В следующем году, началось серийное производство этих самолетов на Харьковском авиазаводе. Первый, по настоящему серийный, самолет, завод выпустил в августе 1956 года. Им стал наш герой, Ту-104 СССР-Л5415. Всего в период с 1955 по 1960 года тремя серийными заводами был построен 201 самолет нескольких модификаций. Самолетов первой серии было выпущено всего 29 штук.
Первые Ту-104 были переданы в опытную эксплуатацию в московское управление транспортной авиации, где на базе внуковского аэропорта 5 марта 1956 года был организован авиаотряд реактивных самолетов №200. Первым командиром отряда стал опытный пилот аэрофлота В. А. Филонов.
Внуковцам пришлось эксплуатировать не просто новый и не имевший никаких аналогов самолет со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и прокладывать путь в накоплении опыта его эксплуатации наземными службами.
О высокой ответственности и важности этих первых реактивных полетов говорит тот факт, что только за первые годы эксплуатации произошло несколько катастроф с Ту-104 в 200-м авиаотряде. Пять экипажей из знаменитой внуковской плеяды погибли на этом самолете. Безусловно, факт отсутствия необходимого опыта, методик, должного технического и навигационного обеспечения полетов был налицо, однако давали о себе знать и «особенности» самой машины. Процент катастроф, произошедших в первые годы, по причине дефектов матчасти и конструктивных недостатков самого самолета, был весьма велик.
По записям формуляра, который хранится в музее, первый полет, с заводского аэродрома в Харькове музейный Ту-104 СССР-Л5415 совершил 18 июня 1956 года. Поднимал его в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Доценко. Полет длился почти полтора часа и закончился посадкой на полтавском аэродроме, так как в Харькове еще не было своей бетонной полосы. Совершив около двадцати полетов в рамках заводских испытаний, самолет был официально сдан заказчику.
15 августа 1956 года экипаж заслуженного пилота СССР Е. П. Барабаша перегнал самолет в Москву, и в тот же день он официально был закреплен за 200-м авиаотрядом аэропорта Внуково.
На страницах формуляра СССР-Л5415 встречаются фамилии нескольких известных пилотов элитного отряда, которые пилотировали этот борт, — К. П. Сапелкин, Е. П. Барабаш, Б. П.Н. К. Шапкин, Г. Д. Кузнецов и другие. Так же за штурвалом этого лайнер сидел будущий личный пилот Брежнева, министр ГА СССР Б. П. Бугаев.
19 сентября 1956 года стало эпохальной датой в истории гражданской авиации. В этот день экипаж Е, П. Барабаша выполнил первый регулярный пассажирский рейс на реактивном лайнере по маршруту Москва-Иркутск, открыв тем самым новую эпоху в истории авиации СССР.
Во многих источниках встречается информация, что тот рейс был выполнен самолетом с номером СССР-Л5412, но это опровергается соответствующей записью в формуляре музейного самолета, где четко указано, что именно Л5415 стал первым, кто открыл реактивную эру пассажирской авиации.
Через семь часов полета, с промежуточной посадкой в Омске, лайнер приземлился в аэропорту Иркутска. В экипаж входили: второй командир корабля К. П. Сапелкин, второй пилот С. Н. Кустов, штурман А. Я. Лебедь, бортмеханик B. C. Томин, бортрадист Р. А. Горин. Бортпроводниками были З. В. Кабанова, В. М. Бесова. Теперь время в пути на этом маршруте, по сравнению с полетом на поршневых самолетах, сократилось почти втрое.
22 сентября, того же года, экипаж К. П. Сапелкина на СССР-Л5415 открыл рейс в Тбилиси, а в октябре самолет побывал в аэропортах Дели и Рангуна (ныне Янгон).
В первых числах 1957 года музейный Ту-104, с экипажем Н. А. Усанова, выполнил рейс в Пекин. Пробыв в воздухе 16 часов и совершив 6 посадок, 7 января лайнер вернулся в Москву с китайской делегацией, возглавляемой премьер-министром госсовета КНР Чжоу Энлаем. Во Внуково китайскую делегацию встречали Н. С. Хрущев и К. Е. Ворошилов.
За время эксплуатации в 200-м отряде, на самолете было проведено много доработок. В 1957 году, заводской бригадой на самолете была заменена носовая стойка шасси. Усовершенствовалось радио и навигационное оборудование. Усилены некоторые элементы планера самолета.
Пролетав еще год во внуковском авиаотряде, Л5415 в апреле 1958 года был передан в 203 авиаотряд Узбекского УГА.
Первые Ту-104, и наш герой в том числе, имели очень комфортабельный по тем временам салон на 50 мест. Особенно по сравнению с основными самолетами ГВФ того времени Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Для неизбалованных граждан послевоенной страны все, что они видели, было верхом роскоши и комфорта.
Ту-104 СССР-Л5415 прожил очень недолгую летную жизнь. Налетав всего 1595 часов, в августе 1958 года самолет перегнали из Внуково в Киев (Жуляны), после чего он был отбуксирован на учебный аэродром, где и встал на вечную стоянку.
Потребность в нем как в учебном пособии возникла сразу. В 1959 году началось регулярное сообщение на Ту-104 между Москвой и Киевом. Бориспольскому аэропорту необходимо было подготовить инженерно-технический персонал для обслуживания этих рейсов. На базе УТО-8, которое находилось рядом с учебным аэродром, организовали переучивание первых инженеров и техников на Ту-104.
На самолете проводили работы по демонтажу и монтажу двигателей, обучали их запуску и другим видам обслуживания новой реактивной техники. Со следующего года на самолете начали проводить занятия со студентами КИИГА. Довольно часто учебный аэродром посещали всевозможные делегации и экскурсии разных рангов. И если нужно было произвести максимальное впечатление, организовывали гонку двигателей Ту-104. Из-за невероятной шумности двигателей АМ-3, это оставляло неизгладимое впечатление у присутствующих. После одной из таких экскурсий, когда ректор КИИГА Голего Н. Л. привез на аэродром делегацию во главе с тогдашним руководителем УССР П. Е. Шелестом, удалось договориться о постройке здания учебного аэродрома, которое сейчас является административным корпусом Государственного музея авиации.
Ту-104 очень активно использовался в учебном процессе до конца 70-х годов. На нем регулярно проводились лабораторные работы по многим авиационным дисциплинам. Осуществлялись запуски двигателей с выходом на максимальную мощность.
После прекращения эксплуатации Ту-104 в Аэрофлоте, учебная жизнь Л5415 покатилась к закату. К началу 80-х годов он был полностью выведен из учебного процесса, и было принято решение установить его на постамент, на котором самолет находится и по сей день. С годами самолет старел, терял свою герметичность и былой лоск пассажирских салонов. К моменту образования музея авиации самолет внутри и снаружи представлял жалкое зрелище.
Начиная с 2000 года, после принятия решения о создании Государственного музея авиации на базе учебного аэродрома, открылась новая глава в истории легендарного Ту-104. Он стал доминирующим экспонатом создаваемого музея. Самолет был полностью перекрашен, начались работы по созданию проекта его полной реставрации. Сотрудниками музея готовятся материалы и собираются артефакты того времени для создания экспозиции, посвященной истории этого легендарного самолета и эре зарождения реактивных авиаперевозок. Стал этот Ту-104 и киногероем, в 2005 году на его борту проводились съемки художественного фильма «Коктейль Молотова».
Несмотря на определенные финансовые трудности и технические сложности реставрационного процесса, музей очень надеется получить к 10-тилетнему юбилею, который будет в следующем году, уникальнейший экспонат, максимально передающий дух той эпохи первых реактивных полетов.