Информационная система «Укртрансгаза» может служить интересным примером разработки и внедрения глобальных IT-решений в украинских компаниях. О том, как разрабатывалась и внедрялась эта система, а также о подробностях ее работы в интервью журналисту сайта «Ноосфера» рассказал Виталий Волосецкий, директор филиала «Укргазтехсвязь» в ДК «Укртрансгаз». Виталий Волосецкий рассказал также о том, почему «Укртрансгаз» отказался от услуг интегратора и решил строить сеть своими силами.
В сентябре 2001 года была разработана «Стратегия развития информационных технологий (ИТ)», а в 2012 году началась реализация крупномасштабной программы, основной задачей которой стало строительство всеобъемлющей информационной системы. Программа включает в себя внедрение системы управления ресурсами предприятия SAP, корпоративную сеть, центр обработки данных, инфраструктурные сервисы, систему управления производством.
— Стартовала программа с аудита имеющихся ресурсов и систем, плавно перешла к созданию политик, стандартов, построению процессов внутри службы ИТ и так далее, — рассказал Виталий Волосецкий.
— На сегодня на базе программного обеспечения компании Microsoft уже построена IT-платформа, обеспечивающая предоставление централизованных сервисов пользователям компании: интегрированный каталог, унифицированный доступ, корпоративная электронная почта, системы коммуникаций и хранения данных, многоядерная и многоуровневая антивирусная и антиспамовая защита. 4111 пользователей уже работают с 14 централизованными сервисами. Географически распределенная платформа работает на канале передачи данных пропускной способностью 10 Гб/с, а с каждым структурным подразделением Компании строятся 10-100 Мб/с каналы.
«Укртрансгаз» — это мощный производственный комплекс, охватывающий всю территорию Украины. В его структуре более 22 тысяч сотрудников, 17 филиалов и 111 производственных площадок. Создание единой среды для всего «Укртрансгаза» позволит обеспечить работу 16 функциональных направлений (в том числе: финансовый и налоговый учет, управление и учёт материальных потоков, учет основных средств, управление технологическим процессом, затратами, качеством, ремонтами, бюджетами, доходами, проектами, капитальными инвестициями).
Интегрированная система, построенная на базе Microsoft Lync и Cisco Tandberg, обеспечила качество коммуникаций и уже начала окупаться. Поездки на семинары и совещания, оплата проездных билетов, гостиниц и питания стали анахронизмом. Менеджерам компании достаточно включить компьютер, чтобы ознакомиться с документом, обсудить его в режиме on-line с руководством и коллегами из других подразделений, отредактировать и подписать в электронном режиме протокольное решение. При этом сокращаются не только финансовые, но и временные затраты, в целом компания работает более слаженно, оперативно и экономно.
Для обучения и совершенствования навыков сотрудников применяется система дистанционного обучения (СДО). «Укртрансгаз» первым в Украине запустил Lumesse E-learning на 5000 мест. Организованная и сопровождаемая специалистами компании ЯНСЕН система дает широкие возможности для интерактивного обучения и оценки персонала. Сотрудники, сдавшие зачёты, получают доступ и становятся профессиональными пользователями системы SAP.
За 2 месяца было обучено 4689 сотрудников, которые раньше не имели представления о системе. Экономический эффект от её внедрения на данном этапе составляет 4 млн. грн., но процесс обучения продолжается.
Практические занятия проводятся с помощью двадцати тюторов Центра Знаний и функциональности Microsoft Lync. Студенты слушают курсы на своих рабочих местах, не отвлекаясь от производственного процесса и не тратя время на командировки. А единая служба поддержки Service Desk использует функцию удаленного доступа Lync для сопровождения пользователей по всей стране.
Надежным партнером в реализации планов по построению единой системы для «Укртрансгаза» стала компания МТС, которая строит сети IP MPLS по всей Украине. Из 111 узлов 68 уже работают. Эти сети используются только для корпоративной бизнес-среды. А технологические, для производства, компания намерена построить собственные. Физически они будут разделены с корпоративными сетями, что снижает риски и предупреждает возможные негативные ситуации.
По мнению В. Волосецкого, сегодня УТГ обладает определенными преимуществами: «Мы можем построить систему управления, используя решения, за которые в прошлом расплатились первопроходцы, уже осуществившие подобные проекты. Это оптимизирует стоимость наших проектов и повышает их эффективность. А в условиях кризиса многие гранды ИТ-мира снижают свои запросы и идут на компромисс».
Прогноз компании Gartner на 2014 г. говорит о том, что более 30% крупнейших компаний «устанут» от консалтинга, который не гарантирует результат и не несет за него ответственности, и начнут создавать свои проектные офисы (PMO).
Менеджмент «Укртрансгаза» опередил время и решил создать свой собственный PMO уже сегодня. При этом был разорван контракт с компанией-интегратором. Несостоявшийся партнер оценил стоимость своих услуг в 250 млн. грн, а внедрять SAP собирался в течение 10 лет, пошагово переходя с одного филиала на другой. Такая стратегия внедрения была неправильной, УТГ — это одно юридическое лицо с трехуровневой системой управления, с централизацией многих процессов. Поэтому проект был остановлен.
— Мы пригласили на работу 35 специалистов в области ИТ и SAP-систем, — комментирует В. Волосецкий. — За плечами у них такие проекты, как «Метинвест» — добыча, переработка, машиностроение; «Концерн Галнефтегаз»; «АрселорМиттал Кривой Рог»; Компания СЕНТРАВИС; ПАО «ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса»; ЗАО «ЗАЗ»; Эрсте Банк; НАК «Иста»; Camozzi; и другие. В итоге нам вместе с ними удалось за 5 месяцев ввести в промышленную эксплуатацию 2 релиза программы, и теперь 2594 пользователей работают в бизнес-среде SAP, а география проекта — вся страна, а не отдельный филиал. Для достижения столь значительных результатов мы использовали синтез ASAP Focus и новейшей методологии Agile ASAP (2011 г). Похоже, что Gartner дал почитать свой прогноз компании SAP чуть раньше, чем опубликовал. В итоге SAP разработала новый инструмент, а УТГ применяет Agile в своем проекте.
Реализация всей программы УТГ (а это 42 проекта) позволит объединить свыше 7 тысяч новых компьютеров во всех областях Украины в общую сеть с возможностями для коллективной работы и управления контентом, в однородной информационной среде и в единой бизнес-системе.
Насколько профессионально команда справилась на данном этапе с поставленными задачами, покажет аудит качества внедрения проекта (сентябрь 2012 г) и главное — оценка прозрачности процессов в системе. Доверить столь непростое дело планируется одной из компаний «большой четверки».
«Аудит нужен всей отрасли целиком, — резюмирует В. Волосецкий. — Если качество нашей работы подтвердится, то появится реальный шанс тиражировать успешный проект на другие предприятия».
На снимке: Виталий Волосецкий