Общественный деятель и ученый Бенжамин Франклин говорил, что время — это материал, из которого состоит наша жизнь. Он прав, но все же жизнь состоит из материалов, которые, в отличие от мгновений, вполне можно потрогать. И каждому из них приходит свое время.
Например, час многообещающего материала графена, по мнению ученых из корпорации IBM, пока не пришел. Он имеет высокую электропроводность и другие уникальные свойства, благодаря которым мог бы стать преемником классических полупроводниковых материалов. По крайней мере, в лабораториях IBM уже созданы образцы графеновых транзисторов, способных работать на частотах до 100 ГГц. Но последние опыты и исследования графена показали, что пока он не может стать полноценной заменой кремнию, на основе которого изготавливаются все кристаллы современных микропроцессоров. Новые транзисторы имеют отличия от кремниевых и никогда не входят в режим насыщения, что делает неприемлемым их использование в микропроцессорах, считает представитель корпорации Ю-Минг-Лин. В то же время это не мешает графену быть дополнением к кремниевым полупроводниковым схемам.
Но это не значит, что углерод не может стать материалом будущего — химический элемент под номером 6 продолжает преподносить ученым новые сюрпризы. Ведь он не просто является универсальным элементом и основным строительным блоком в живых организмах — компоненты компьютеров будущего, вопреки мнению ученых из IBM, все же могут быть изготовлены из плоских слоев графита толщиной в один атом, и не обязательно это будет графен. Дело в том, что помимо напряжения все электроны обладают приложенным магнитным полем — спином. Ученые центра наноисследований института Нильса Бора (Копенгаген) и их японские коллеги показали, как электроны на тонких трубках графита демонстрируют уникальное взаимодействие между их движением и приложенным магнитным полем.
«Наши исследования показали, что если слой графита закручен в трубку диаметром всего несколько нанометров, спин отдельных электронов внезапно поддается влиянию движения электронов. Когда электроны в нанотрубке формируют простые круги вокруг нее, все спины в итоге поворачиваются в том же направлении, что и сама трубка», — поясняют авторы открытия Томас Санд Джесперсен и Каспер Гроув-Расмуссен. Силой этого эффекта можно управлять по своему желанию и даже совсем его отключить, выбрав корректное количество электронов. Это позволяет многое изменить в основанной на спине наноэлектронике, создав новые компоненты.
Впрочем, на одних только высоких технологиях далеко не уплывешь, поэтому исследователи из лаборатории института Фраунгофера в Германии предложили свой вариант решения проблемы уменьшения веса грузовых судов и транспортных средств на 30-50% при помощи легкого, но прочного материала на основе алюминиевой пены.
Ученые равномерно распределили между двумя тонкими металлическими пластинами порошок, состоящий из смеси гидратов алюминия и титана, подвергли его нагреванию до 650 °С, и он превратился в металл, вздувающийся, как тесто на дрожжах. Пена заполнила весь объем между металлическими листами и соединилась с ними диффузионным способом, превратив этот «бутерброд» в единое целое. На грузоподъемность судна это никак не влияет, а количество расходуемого топлива значительно снижается. Есть у исследователей и проект сверхлегкого грузового судна, приводимого в действие сжиженным природным газом, — Bioship 1. Возможно, первое такое судно вскоре вполне можно будет потрогать, если Европейский Союз даст разрешение на его строительство.